Наименование проекта: «Разработка и апробация электронных образовательных ресурсов учреждений профессионально-технического и среднего специального образования для интеграции в eior.by.
Основание для реализации проекта: Приказ Министерства образования №517 от 22 августа 2022 года «Об экспериментальной и инновационной деятельности в 2022/2023 учебном году»
Руководитель проекта: Рачицкий Сергей Витольдович, начальник информационно-аналитического центра профессионального образования учреждения образования «Республиканский институт профессионального образования».
Цель исследования:
- разработка и апробация электронного образовательного ресурса для интеграции в единый образовательный ресурс (eior.by) для учреждений ПТО и ССО (по специальности 3-50 01 55 Технология производства швейных изделий);
- создание коллекции ЭОР для использования в образовательном процессе с целью повышения качества образования..
Задачи исследования в 2022/2023 учебном году:
- Проанализировать наличие и качество электронных образовательных ресурсов для учреждений ПТО и ССО (по специальности 3-50 01 55 Технология производства швейных изделий).
- Обосновать и сформулировать педагогико-эргономические требования к электронному образовательному ресурсу для производственного обучения, учебных предметов «Технология швейного производства», «Конструирование одежды» и «Спецрисунок».
- Создать коллекцию авторских текстографических, мультимедийных и интерактивных ЭОР для преподавателей и учащихся по вышеназванной специальности.
- Использовать разработанные ЭОР в образовательном процессе.
- Определить качество разработанных ЭОР путем сравнения уровня успеваемости в контрольной и экспериментальной группах.
Описание структуры и содержания апробируемой экспериментальной модели
В нашей стране на данный момент создан и работает в тестовом режиме единый информационно-образовательный ресурс для учреждений общего среднего образования. Назначение разрабатываемого ресурса – научно-методическое обеспечение образовательного процесса в учреждениях общего среднего образования, поддержка организации обучения учащихся по индивидуальным учебным планам, а также учащихся, которые по каким-либо причинам временно не могут посещать учреждение образования либо нуждаются в дополнительном разъяснении учебного материала при выполнении домашних заданий. Также данный ресурс может быть использован учащимися как дополнительный, в целях систематизации и обобщения материала по той или иной теме. Страницы профессионального и среднего специального образования в настоящий момент не работают, не созданы. Задача данного эксперимента разработать электронные образовательные ресурсы для системы профессионально образования и разместить их на платформе Единого информационно-образовательного ресурса.
Сроки проведения экспериментальной деятельности
сентябрь 2021 – июнь 2023 года
Участники экспериментальной деятельности
Педагогические работники
Учащиеся специальности «Технология производства швейных изделий», учебные группы Б221-21 и Б222-21.
Основные результаты экспериментальной деятельности
Анализ качества созданных электронных образовательных ресурсов показывает, что подходы к разработке структуры, интерфейса и визуального представления электронных учебных материалов требуют совершенствования. Отдельную нерешенную проблему представляет собой разобщенность существующих электронных средств обучения. Очевидна целесообразность коллективной разработки таких ресурсов. Для перехода учреждений профессионально-технического образования к повсеместному использованию информационных технологий, в том числе – к дистанционной форме образования, необходимо решить проблему информатизации процесса практического обучения.
Большинство учебных предметов профессионального компонента специальности «Технология производства швейных изделий», и в первую очередь, производственное обучение, носят практикоориентированный характер и предполагают освоение движения, приемы, способы выполнения производственных действий, операций, необходимые для последующего формирования у них знаний, умений и навыков выполнения производственных работ по профессии. Электронные образовательные ресурсы для включения в единый образовательный ресурс должны иметь такую подачу учебного материала, которая предполагает формирование знаний способов действий в практической деятельности и оценку результатов труда.
Учебные занятия предмета «Спецрисунок» носят в основном практический характер. Поэтому учебный материал целесообразно представить в форме видеоурока. Разработана структура электронного образовательного ресурса. ЭОР представляет собой веб-узел. Содержание темы (занятия) включает: теоретический материал с иллюстрациями, видеоурок с практической демонстрацией приемов работы, задание, тестирование. ЭОР обеспечит возможность интерактивного взаимодействие педагога и учащегося, возможность передачи изображения, выставление отметки.
Составлен лекционный материал темы. Иллюстрации преимущественно авторские. Разработаны сценарии видеоуроков. Проведены их видеозапись, озвучка и монтаж. Создан web-ресурс по учебному предмету «Спецрисунок», который дает возможность учащимся познакомиться с теоретическим материалом и видеоуроком, написать свои комментарии, отправить изображение выполненного задания, выполнить тестовые задания, увидеть результат теста, комментарии преподавателя, выставленную отметку.
Структура и содержание ЭОР могут оказать помощь в изучении учебного материала по учебному предмету «Спецрисунок» учащимся, обучающимся по индивидуальным учебным планам, а также учащихся, которые по каким-либо причинам временно не могут посещать учреждение образования либо нуждаются в дополнительном разъяснении учебного материала при выполнении домашних заданий. Также данный ресурс может быть использован учащимися как дополнительный, в целях систематизации и обобщения материала по отдельным темам.
Проведена работа по апробации разработанных в ходе экспериментальной деятельности электронных образовательных ресурсов в процесс преподавания учебного предмета «Спецрисунок» при подготовке по специальности «Технология производства швейных изделий». По мнению преподавателя, разработанные ЭОР удовлетворяют потребностям пользователей. Результаты анкетирования учащихся показали положительную оценку занятий, на которых использовались электронные образовательные ресурсы. Степень удовлетворенности разработанными ЭОР учащихся составила 100%.
Работа по реализации экспериментального проекта показала актуальность внедрения информационно-коммуникационных технологий и электронных образовательных ресурсов в систему образования. Их использование в образовательном процессе будет содействовать обеспечению соответствия результатов образования потребностям современной экономики, а также подготовке выпускников учреждений образования ПТО и ССО к жизни в «информационном» обществе.
Перечень разработанных материалов
- Банк данных о материалах по использованию электронных образовательных ресурсов.
- Банк данных о материалах по проектированию электронных образовательных ресурсов.
- Аналитический обзор «Принципы разработки и использования в образовательном процессе электронных образовательных ресурсов».
- Аналитический обзор «Опыт работы, специфика учреждения образования по разработке и апробации электронных образовательных ресурсов».
- Анализ требований образовательного стандарта, заказчиков кадров и потребителей образовательных услуг.
- Анализ кадрового обеспечения и обеспеченности техническими средствами.
- Аналитическая записка «Анализ обеспеченности и качества электронных образовательных ресурсов по специальности «Технология производства швейных изделий».
- Аналитическая записка «Педагогико-эргономические требования к электронному образовательному ресурсу для производственного обучения, учебных предметов «Технология швейного производства», «Конструирование одежды» и «Спецрисунок».
- Структура главной страницы веб-узла «Спецрисунок».
- Структура вкладки «Темы занятий».
- Сценарий видеоурока «Вычерчивание рамки чертежа и заполнение основной надписи».
- Сценарий видеоурока «Написание цифр, слов и предложений».
- Сценарий видеоурока «Понятие о перспективе, пропорциях предметов».
- Сценарий видеоурока «Построение перспективы куба, взятого в трех основных положениях к линии горизонта».
- Сценарий видеоурока «Рисование различных видов складок и драпировок».
- Сценарий видеоурока «Рисование схемы основных пропорций фигуры человека».
- Сценарий видеоурока «Рисование пропорций головы человека в различных положениях».
- Видеоурок «Рисование схемы основных пропорций фигуры человека».
- Видеоурок «Рисование пропорций головы человека в различных положениях».
- Видеоурок «Вычерчивание рамки чертежа и заполнение основной надписи».
- Видеоурок «Написание цифр, слов и предложений».
- Видеоурок «Понятие о перспективе, пропорциях предметов».
- Видеоурок «Построение перспективы куба, взятого в трех основных положениях к линии горизонта».
- Видеоурок «Рисование различных видов складок и драпировок».
- Электронный образовательный ресурс «Спецрисунок» http://opit.pinskgptklp.brest.by/e-educational/public/. Занятия «Вычерчивание рамки чертежа и заполнение основной надписи», «Написание цифр, слов и предложений», «Понятие о перспективе, пропорциях предметов», «Построение перспективы куба, взятого в трех основных положениях к линии горизонта», «Рисование различных видов складок и драпировок», «Рисование схемы основных пропорций фигуры человека» и «Рисование пропорций головы человека в различных положениях».
- Инструкция пользователя web-ресурса «Спецрисунок».
- Методическая разработка занятия по теме «Рисование пропорций головы человека в различных положениях».
- Использование электронных образовательных ресурсов в процесс преподавания учебного предмета «Спецрисунок». Методические рекомендации.
- Оценочные листы электронного образовательного ресурса по учебному предмету «Спецрисунок».
- Результаты образовательного процесса с использованием электронного образовательного ресурса по учебному предмету «Спецрисунок».
- Мониторинг результатов образовательного процесса с использованием электронного образовательного ресурса по учебному предмету «Спецрисунок».
- Анкеты преподавателя.
- Анкеты учащихся.
- Результаты анкетирования учащихся.