г. Пинск , ул. Федотова, 36.
Режим работы:
с 8.00 - 21.00 выходной - воскресенье
access_time Режим работы: с 8.00 - 21.00 выходной - воскресенье
Версия для слабовидящих

Обобщение передового педагогического опыта

Бузовкина Татьяна Ивановна, мастер производственного обучения первой квалификационной категории
Тема: «Использование различных форм и методов работы по повышению мотивации на занятиях производственного обучения»

При проведении занятий производственного обучения нередко мастера производственного обучения сталкиваются с тем, что учащиеся при выполнении заданий не всегда достаточно мотивированы. Почему снижается учебная мотивация учащихся по мере пребывания их в учебном заведении? Все дети, когда идут учиться в колледж, хотят учиться, что происходит потом, кто в этом виноват? И главное, что делать?
Производственное обучение строится с учетом умственных и физических возможностей учащихся, конечной целью которого является подготовка учащихся к самостоятельному труду, самостоятельной жизни в обществе, развитие и воспитание личности.
Чтобы добиться хороших успехов в изучении швейного дела, необходимо развивать у учащихся внутреннюю мотивацию к обучению. Под мотивом понимается переживание, побуждающее к совершению поступка, т.е. направленность активности на изучение предмета. Если у учащихся не будет необходимой мотивации, то невозможно будет добиться позитивных результатов в его образовании. Отсюда и вытекает необходимость первостепенного внимания к формированию положительной мотивации учебной деятельности учащихся на занятиях производственного обучения.
Мастер п/о должен создавать условия для развития мотивации к обучению. Для этого определены следующие принципы: -актуализация имеющегося опыта и знания, как важное условие, способствующее пониманию и получению новых знаний;
-обеспечение на занятии эмоционального контакта мастера и учащегося на основе сотрудничества;
-создание ситуации успеха, учащиеся должны почувствовать радость от проделанной работы;
-создание благоприятной атмосферы для продуктивной, поисковой деятельности, постановка проблемных вопросов, которые вызывают интерес у ребят.
Учащийся увлеченный, заинтересованный делом и любящий его, проявляет большую волю, настойчивость, терпение и упорство в преодолении трудностей, чем действующий по принуждению или относящийся к своим обязанностям хотя и добросовестно, но без интереса и любви.
Во время учебных занятий невозможно удовлетворить все запросы обучающихся. Внеурочная работа, во взаимосвязи с учебной, служит тем действенным средством, которое мобилизует активность обучающихся в поиске знаний, позволяет полнее удовлетворить их интересы.
Как мастер производственного обучения по профессии «швея» организую участие учащихся в таких формах внеурочной работы:
- экскурсия на предприятия (наглядный процесс познания своей будущей профессии);
- участие в предметных неделях (проводятся с целью познавательной и творческой активности обучающихся к получаемой профессии);
- участие в конкурсах (применение полученных знаний и умений на практике);
- участие в днях профориентации (реклама будущей профессии и демонстрация некоторых умений);
- оказание помощи в пошиве заказов (реклама выпускаемой продукции);
- участие в конкурсе профессионального мастерства (повышение интереса к своей будущей профессии и ее социальной значимости, проверка профессиональной готовности будущего специалиста к самостоятельной трудовой деятельности, совершенствование навыков самостоятельной работы и развития профессионального мышления).
Только грамотный выбор методов и приемов, их обоснованное сочетание, учет методических особенностей использования смогут способствовать формированию учебной мотивации учащихся. Практическое использование этих и многих других приемов способствует повышению уровня мотивации, что в свою очередь положительно отражается на результатах обучения. Повышается балл успеваемости учащихся и навыки профессионального мастерства швеи.
Учебный процесс и внеурочная деятельность взаимно дополняют друг друга, позволяя решать единую задачу – подготовку компетентного специалиста.


Форма обобщения опыта
– доклад, выступление на заседании цикловой комиссии швейно-трикотажного и прядильного производства 12.06.2024.

Сидоревич Елена Юрьевна, преподаватель высшей квалификационной категории
Тема «Использование методов инновационного обучения на учебных занятиях»

Использование инновационных методов и приемов особую значимость приобретают при подготовке учащихся всех профессий в связи с тем, что выпускники колледжа в своей будущей деятельности должны будут обращаться к применению инновационных технологий в профессиональной деятельности и к поиску новых методик и приемов.
Преимущества инновационных методов, которые использует в своей учебной деятельности преподаватель, очевидны: они учат учащихся активным способам получения новых знаний, стимулируют творческие способности учащихся, помогают приблизить учебу к практике повседневной жизни, формируют навыки практических исследований, позволяющие применять профессиональные решения, создают механизм самостоятельного поиска и навыков исследовательской деятельности.
Чтобы учащиеся могли запомнить большой объем информации, преподаватель на учебных занятиях применяет Карты памяти или Ментальные карты – это техника представления любого процесса или события, мысли или идеи в комплексной, систематизированной, визуальной (графической) форме. Т.е. это способ ведения записей, который созвучен естественному способу мышления. Карта отражает смысловые, ассоциативные, причинно-следственные и другие связи между понятиями, частями. Это ветвистая структура, в центре которой расположено слово или изображение, кодирующее основную тему. От нее отходят ветви-подтемы, каждая из которых, в свою очередь, разрастается более мелкими веточками и так далее.
Используемое преподавателем шестиугольное (гексагональное) обучение, стало эффективным способом формирования у учащихся познавательного интереса, навыков классифицировать информацию, доказывать взаимосвязи и зависимости, создавать единую смысловую картину явлений и процессов, а главное – визуализировать ее. Шестиугольное обучение позволяет формировать у учащихся не только предметные, но и надпредметные (учебно-познавательную, информационную, коммуникативную) компетенции. В основе шестиугольного обучения лежит использование шестиугольных карточек (гексов). Каждый из шестиугольник – это определенные знания, отдельная смысловая единица (понятие, событие, явление) в виде текста или изображения. Они вырезаются из бумаги или пластика и могут размещаться на парте или доске. Шестиугольники соединяются гранями друг с другом благодаря определенным логическим связям, которые учащимся необходимо установить, соединив карточки. Соединенные вместе шестиугольники создают единую смысловую картину, визуализированный образ учебного материала.
Еще одним интересным приемом, применяемым в работе преподавателем, является Метод не поднятой руки. Он заключается в том, что в файлах лежат разрезанные полоски картона, на которых написан списочный состав учебной группы. Руку на учебном занятии поднимать запрещается. Право ответа определяет случай: из файла вытаскивается, не глядя, полоска с фамилией учащегося. Что даёт метод? Думают и отвечают на учебном занятии все. Хочешь — не хочешь, знаешь — не знаешь, а думать обязан. Для обдумывания сложного ответа даётся время.
Хорошим помощником преподавателю на учебных занятиях для развития внимания, памяти, речи, а также мышления стала Настольная игра «Мемо». Суть данной игры заключается в том, что на доске размещаются изнаночной стороной карточки с изображениями, которые несут в себе значение пройденных тем. Учащиеся, по очереди, открывают карточки, называя номера карточек, и ищут пару, если пара найдена, необходимо описать, что на картинке и каким образом данное изображение связано с изучаемой темой. Данный прием позволяет фронтально опросить практически всех, проанализировать степень готовности учащихся к учебному занятию, также развивает словарный запас и кругозор, мотивирует к учебной деятельности.
Применение инновационных методов и приемов обучения позволяет преподавателю повысить мотивацию обучающихся, профессионально - практическую направленность занятий, а следовательно, помогает добиться более гарантированных запланированных результатов в своей профессионально-педагогической деятельности.


Форма обобщения опыта
– выступление на педагогической конференции «Инновационные методы и традиционные подходы в образовательной деятельности» 14.02.2024

Бурназова Юлия Сергеевна, преподаватель первой категории
Тема «Мобильные приложения как средство обучения для учащихся при изучении учебного предмета «Математика в профессиональной деятельности»

Одним из требований государственного образовательного стандарта профессионального образования является введение новых информационных технологий в образовательный процесс. В связи с этим возникает необходимость в новой модели обучения, построенной на основе современных информационных технологий, а именно мобильных приложений.
В настоящее время молодые люди очень много времени проводят в гаджетах: социальные сети, развлекательные игры и только малая часть времени уходит на образовательные приложения. В связи с этим возникает необходимость использования мобильных гаджетов и приложений в образовательных целях.
Включение мобильных приложений в учебный процесс позволяет преподавателю организовать разные формы учебно-познавательной деятельности на учебных занятиях, сделать активной и целенаправленной самостоятельную работу учащихся. Мобильный телефон может использоваться на всех этапах: как при подготовке учебного занятия, так и в процессе обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении и контроле знаний.
Образовательное мобильное приложение прежде всего очень удобно. В одном приложении пользователь получает множество методик, которые удобно структурированы. В учебниках учащемуся нужно еще найти необходимую ему информацию, приложение же эту информацию предоставляет в более удобном виде. Образовательное мобильное приложение дает возможность сэкономить время благодаря более лаконичной подаче информации, а также позволяет сделать обучение интерактивным – то есть, учащийся практически сразу будет получать отклик на свои действия. Например, он сразу сможет узнать, правильно ли ответил на тест.
Из своего опыта преподаватель выявила, что применение мобильных приложений на учебных занятиях позволяет:
– усилить положительную мотивацию обучения;
– активизировать познавательную деятельность обучающихся;
– повысить качество образования;
– расширить объем предъявляемой учебной информации;
– улучшить организацию учебного занятия;
– повысить качество контроля знаний учащихся;
– повысить интерес учащегося к изучению предмета.
Таким образом мобильные приложения на учебных занятиях не только возможны, но и необходимы, так как применение мобильных приложений существенно расширяет возможности современного учебного занятия.


Форма обобщения опыта
– выступление на педагогической конференции «Инновационные методы и традиционные подходы в образовательной деятельности» 14.02.2024

Леденева Светлана Ивановна, мастер производственного обучения высшей квалификационной категории
Тема «Особенности использования активных методов обучения в процессе производственного обучения»

Главная цель производственного обучения как учебного предмета- формирование основ профессионального мастерства квалифицированного рабочего в соответствии с учебным планом и учебной программой.
Поддерживать интерес у учащихся к изучаемому материалу, сделать занятие интересным, увлекательным и добиться того, чтобы учащиеся хорошо и прочно усваивали материал, и как следствие повысить качество обучения - вот основная задача мастера производственного обучения.
Проанализировав эффективность разных образовательных техник, методов и приемов, педагог решила использовать на учебных занятиях активные методы обучения,  так как именно эти методы характеризуются как способы активизации учебно-познавательной деятельности учащихся, которые побуждают их к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения материалом.
Использование активных методов обучения позволяет мастеру сделать активной и целенаправленной работу учащихся, так как повышение познавательной активности, как мотива, основано на свойственной человеку врожденной потребности в познании нового. Познавательная активность не является чем-то внешним, дополнительным по отношению к учению. Ее наличие является одним из главных условий успешного протекания учебного процесса и свидетельством его правильной организации, а отсутствие является показателем серьезных недостатков в организации обучения.
Замечено, что разумное и целесообразное использование активных  методов значительно повышает эффективность обучения, создает атмосферу напряженного поиска, вызывает у учащихся и мастера  массу положительных эмоций и переживаний.
Использование активных методов коренным образом изменили структуру занятия, помогли с большей пользой использовать каждую минуту учебного времени, максимально четко и доходчиво излагать материал и обеспечить быстрое и прочное его усвоение, значительно повысить профессиональный уровень и качество подготовки  будущих специалистов.


Форма обобщения опыта
- доклад, выступление на заседании цикловой комиссии бытового обслуживания 10.01.2024

Хайко Регина Витальевна, преподаватель высшей квалификационной категории
Тема: «Изучение современных педагогических технологий и их апробация при проведении занятий по учебному предмету «Конструирование одежды»

В традиционной организации образовательного процесса в качестве способа передачи информации чаще всего используется односторонняя форма коммуникации. Форма односторонней коммуникации имеет ряд недостатков. Прежде всего – пассивность обучающегося во время занятия. Принципиально другой является форма многосторонней коммуникации в образовательном процессе. Многосторонняя коммуникация предполагает активность каждого участника образовательного процесса: активное взаимодействие между преподавателем и учащимся, между самими учащимися. Для реализации актуальных требований современного образования преподаватели должны осваивать и использовать новые современные образовательные технологии.
В ходе работы над опытом при проведении занятий по учебному предмету «Конструирование одежды», преподаватель апробировала различные современные педагогические технологии. Специфика учебного предмета «Конструирование одежды» позволила использовать следующие активные и интерактивные методы обучения:
- неимитационные методы – проблемная лекция, лекция-визуализация, лекция с заранее запланированными ошибками, практические занятия, метод кооперативного обучения;
- имитационные интерактивные методы – деловая и ролевая игра, кейс-задания, контекстное обучение.
Применяемые технологии, дали свои положительные результаты. Дидактические материалы, разработанные преподавателем в ходе работы над темой самообразования, оживляют учебные занятия. Учащиеся лучше усваивают материал, расширяют кругозор, повышается интерес к изучению предмета, обучение носит практико-ориентированный характер, что в свою очередь позитивно отражается на качестве образовательного процесса. Преподавателю удалось достичь повышения уровня учебной мотивации и развития познавательных интересов учащихся, развития у учащихся навыков самостоятельной работы, навыков самоконтроля и самоанализа, обеспечить повышение качества усвоения учебного материала.


Форма обобщения опыта
– доклад, выступление на заседании цикловой комиссии швейно-трикотажного и прядильного производства 11.10.2023
Шудельская Дина Владимировна, преподаватель без категории
Тема: «Повышение эффективности образовательного процесса на основе использования интерактивных средств обучения и ЭОР»

Широко использует в образовательном процессе электронные образовательные ресурсы. При преподавании учебного предмета «Оборудование швейного производства» активно использует электронный учебник, включенный в республиканский банк электронных образовательных ресурсов. Помимо этого, пользуется материалами, размещенными на сайте РИПО в разделе «Методическая поддержка», где довольно широко представлен учебный предмет «Оборудование швейного производства», в частности, учебно – методический комплекс, содержащий в себе все необходимые материалы по всем разделам.
Для более полного представления учащихся о работе изучаемого оборудования, изучение каждого нового вида оборудования начинает с демонстрации их работы и использует для этого видеозаписи из сети Интернет.
При преподавании учебного предмета «Спецрисунок» также активно использует электронные образовательные ресурсы, в создании которых принимает непосредственное участие. Разработанные электронные образовательные ресурсы содержат теоретический материал с его подробным описанием; видеоуроки с последовательным выполнением рисования, сопровождаемые голосовым комментарием; а также образцы выполнения и оформления практических заданий. Учащийся по своему желанию может выбрать изучение теоретического материала, просмотр видеоурока, выполнение практической работы. Индивидуальный характер процесса обучения обеспечивается возможностью выбора темпа и формы изучения.
У преподавателя также появляются новые возможности: в любой момент можно остановить видео, подождать тех учащихся, которые выполняют задания медленнее или вернуться в начало и повторить сложные моменты; во время показа видео также преподаватель может оказать индивидуальную помощь учащимся; есть возможность отправить задание тем учащимся, которые болеют или находятся на дистанционном обучении.
ЭОР также могут использоваться для самостоятельного изучения пропущенного материала, ликвидации пробелов в знаниях, выполнения практических работ по пропущенным темам предмета, так как содержат весь необходимый для самостоятельного обучения материал.
Для проверки уровня усвоения материала предусмотрена индивидуальная работа учащихся по выполнению online теста с отправкой результатов на электронную почту преподавателя. Выполненную самостоятельно практическую работу можно отправить преподавателю, прикрепив к ней свой комментарий. Преподаватель оценивает работу, выставляет отметку и может также оставить свой комментарий.
Применение ЭОР оптимизирует образовательный процесс, стимулирует познавательную деятельность учащихся и стремление к самопознанию и саморазвитию.


Форма обобщения опыта
– доклад, выступление в рамках Ярмарки педагогических находок «Инновационные технологии в педагогической деятельности» 07.04.2023
Солоневич Александр Васильевич, преподаватель высшей квалификационной категории
Тема: « «Использование интерактивных средств в педагогической деятельности»

Использование интерактивных средств в образовательном процессе позволяет преподавателю организовать различные формы учебно-познавательной деятельности на учебных занятиях, сделать активной и целенаправленной самостоятельную работу учащихся. Специфика преподавания практически всех преподаваемых учебных предметов предполагает использование соответствующего программного обеспечения, в среде которого учащиеся на учебных занятиях, на этапе самостоятельной работы, приобретают знания, практические умения и навыки работы по обработке информации программными средствами пакета MS Office (текстовый редактор MS Word, табличный процессор Excel, СУБД Access, средство подготовки презентаций PowerPoint). Преподаватель также широко использует специально разработанные интерактивные средства. При проведении занятий часто использует видеоматериалы, тестовые задания и кроссворды, интерактивные задания развивающего характера, соответствующее программное обеспечение (эмуляторы), тренажеры. Применение видеоматериалов на занятиях учебных предметов «Оргтехника» и «Компьютерные сети», на этапе объяснения нового материала, способствует расширению кругозора учащихся, позволяет более детально понять суть рассматриваемого вопроса или проблемы, помогает учащимся качественнее овладеть новым материалом, делая занятия более интересными и познавательными. Применение на уроках компьютерных тестов, кроссвордов на этапах закрепления нового материала, повторения пройденного материала, контроля ЗУН позволяет за короткое время получать объективную картину уровня усвоения изучаемого материала и своевременно его скорректировать. Все компьютерные тесты, кроссворды, которые преподаватель использует на разных этапах учебных занятий, привязаны к сайту.
На занятиях учебного предмета «Компьютерные сети» применяет самые разнообразные формы работы с использованием интерактивных средств. Тренажеры позволяют заинтересовать учащихся, вовлечь их в осмысленную работу, пробудить в них желание узнать, понять за счёт подачи материала в интересном, привлекательном и необычном формате. Приложение эмулятор-тренажер NetEmul позволяет сформировать представление и умения по точной и детальной настройке каждого компонента сети, что очень также является важным.
Для упрочнения знаний, развития интереса к учебным предметам профессионального компонента предлагает учащимся самостоятельные творческие задания, проекты, которые могут выражаться в составлении системы кроссвордов и тестов, создании презентаций, web-узлов и др.
Преподаватель также применяет интерактивные средства при проведении воспитательных мероприятий, а также во внеурочное время.


Форма обобщения опыта
– доклад, выступление на инструктивно-методическом совещании» 07.06.2023
Колб Светлана Александровна, преподаватель высшей квалификационной категории
Тема «Повышение познавательной активности учащихся в процессе преподавания учебного предмета «Технология парикмахерских работ» на основе использования активных методов обучения»

Приоритетной задачей видит формирование и развитие личности, способной к обучению на протяжении всей жизни. Для этого использует активные методы обучения, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Активные методы обучения использует на различных этапах учебного процесса: актуализация ранее усвоенных знаний (игры, тестирование, кроссворды), формирование новых знаний (проблемная ситуация, мозговой штурм, учебная дискуссия), закрепление знаний (коллективная мыслительная деятельность, тестирование, работа в малых группах); рефлексия (рефлексивная мишень, лестница успеха, цветные карточки).
Использует игровые формы (деловые, ролевые), проблемно-задачный подход (проблемные вопросы, проблемные ситуации), различные формы работы (групповые, бригадные, парные, индивидуальные, фронтальные), интерактивные методы обучения, дидактические средства, мозговой штурм (мозговая атака, брейнсторминг) и др.
В процессе проведения учебного занятия педагог ставит перед учащимися задачу и в ходе ее решения обучает их самостоятельно выбрать и освоить новый материал. Учащиеся на своем личном опыте реализуют применение различных форм организации деятельности и их демонстрацию.
Использование активных методов на учебных занятиях позволяет преподавателю сделать процесс обучения более интересным, ярким, увлекательным за счет смены деятельности и активизации учебного процесса.
Замечено, что учащиеся проявляют большой интерес к теме, когда при объяснении нового материала применяются активные методы обучения. Активные методы обучения позволяют учащимся самостоятельно работать с информацией, направлены на развитие у них универсальных образовательных и социальных компетенций. Даже учащиеся, имеющие низкую мотивацию к обучению, включаются в работу.
Благодаря систематическому использованию активных методов обучения преподавателю удалось достичь появления у большинства учащихся положительной мотивации к изучению предмета «Технология парикмахерских работ», повышению познавательной активности, повышения среднего балла успеваемости, более ярких и качественных работ на выпускном квалификационном экзамене.


Форма обобщения опыта
– стендовый доклад в рамках Ярмарки педагогических находок «Инновационные технологии в педагогической деятельности» 07.04.2023
Калачук Людмила Петровна. Мастер производственного обучения первой квалификационной категории
Тема «Использование дидактических материалов для освоения учащимися прогрессивных примеров работы на занятиях производственного обучения»

За период работы над опытом мастером производственного обучения разработаны и активно используются в работе дидактические материалы по учебному предмету «Производственное обучение» по квалификации «Прядильщик». Применение дидактических материалов коренным образом изменяет структуру занятия, помогают с большей пользой использовать каждую минуту учебного времени, максимально четко и доходчиво изложить материал и обеспечить быстрое и прочное его усвоение, сократить время на передачу информации и контроль за ее усвоением, увеличив одновременно продолжительность самостоятельной работы учащихся на занятии.
Обладая высокой степенью наглядности, дидактические материалы дают возможность организовать передачу информации на таком уровне, который был бы доступен для разных категорий учащихся, а постоянный контроль в процессе изложения и проверки знаний позволяет более объективно судить о ее доступности.
Использование дидактических материалов на занятиях производственного обучения способствуют осваивать прогрессивные приемы работы и повышать качества знаний учащихся. В ходе педагогических исследований было установлено, что для учащихся занятия с применением дидактических материалов становятся интересными, их активность на занятиях повышается.
Результативность педагогической деятельности мастера проявляется в следующем:
- наблюдается позитивная динамика качества знаний и способностей;
- учащихся на занятиях производственного обучения;
- многие учащиеся ежегодно продолжают дальнейшее обучение;
- ежегодно учащиеся принимают участие в конкурсах профессионального мастерства по профессии «Прядильщик» и демонстрируют высокие результаты.


Форма обобщения опыта
– персональная выставка и презентация методических материалов в рамках Ярмарки педагогических находок «Инновационные технологии в педагогической деятельности» 07.04.2023
Стоян Лилия Павловна, Преподаватель высшей квалификационной категории
Тема «Развитие творческих способностей учащихся путем использования элементов театрализации и инсценировки на уроках белорусской литературы и во внеурочной работе»

Педагогом апробированы различные методические приемы и методы обучения, развивающие творческие способности подростков за счет использования элементов театрализации и инсценировки на уроках белорусской литературы и во внеурочной деятельности. В своей работе преподаватель использует различные приемы театрализации: ролевая игра, пародирование, инсценировка отрывка произведения, составление монологов и диалогов на тему и их инсценировка, репортаж, интервью и др.
Представленная система работы с использованием элементов театрализации и инсценировки на уроках белорусской литературы и во внеурочной деятельности способствует развитию творческих способностей учащихся.
Ценность использования описанных методов не только в развлечении. Большинство учащихся с удовольствием принимают участие в инсценировках на уроках, во внеурочной деятельности, конкурсах профессионального мастерства. Учащиеся под руководством преподавателя смело, активно и успешно участвуют во внутриколледжных, областных, республиканских творческих конкурсах, научно-практических конференциях, что предполагает написание исследовательской работы, подготовку стихотворений, творческих работ: рефератов, миниатюр, рефератов, зарисовок и т.д.
Методы работы, представленные преподавателем, будут полезны как начинающим, так и опытным преподавателям. Уроки и внеурочная деятельность с элементами театрализации и инсценировки всегда поучительны, содержательны, интересны, прививают любовь к родному языку, способствуют развитию творческих способностей подростков.
Результаты работы показали, что при использовании элементов театрализации и инсценировки на уроках или внеурочной деятельности наблюдается положительная динамика уровня образованности подростков по белорусской литературе; во-вторых, с каждым годом повышается эффективность участия учащихся в творческих конкурсах.


Форма обобщения опыта
– персональная выставка и презентация методических материалов в рамках Ярмарки педагогических находок «Инновационные технологии в педагогической деятельности» 07.04.2023
Аргер Надежда Викторовна, Преподаватель высшей квалификационной категории
Тема: «Создание оптимальных условий для творческого и интеллектуального развития обучающихся путём использования методов проблемного обучения и метода проектов»

Преподавателем были апробированы разнообразные методические приёмы создания проблемных ситуаций на различных этапах урока, разработана проблемная технология организации обучения.
Такая деятельность способствует выработке собственного мнения и отношения к окружающей действительности, умения давать оценку процессам и событиям, правильно планировать умственную деятельность и в сжатой форме излагать мысли.
На занятиях программирования и во внеурочной деятельности организуется проектная деятельность, в ходе которой доскональное изучение какой-либо проблемы, получение учащимися конкретного практического продукта и публичное представление результатов работы.
Работа над проектом развивает самостоятельность, творческую активность учащихся, умение выполнять исследовательские работы, анализировать выполненную работу, быть ответственными за результат.
Анализ результативности и эффективности использования методов проблемного обучения и метода проектов показал, что условия для творческого и интеллектуального развития учащихся создаются на необходимом уровне . Имеется положительная динамика успеваемости учащихся.
В результате применения методов проблемного обучения и метода проектов учащиеся принимают участие в олимпиадах и конкурсах и составляют конкуренцию студентам ВУЗов, выполняют работы практической направленности для конкретных работодателей и имеют благодарственные письма от организаций.


Форма обобщения опыта
– выступление на инструктивно-методическом совещании 04.05.2022
Лукашик Лариса Николаевна, Мастер п/о высшей квалификационной категории
Тема «Использование варианта «Учимся вместе» технологии обучения в сотрудничестве как способа повышения учебной мотивации учащихся (на примере подготовке швей, прядильщиков)»

Организует групповое взаимодействие учащихся в процессе самостоятельной познавательной деятельности. Вариант «Учимся вместе» технологии обучения в сотрудничестве использует как для организации изучения нового материала учащимися, так и для его систематизации и обобщения.
Для формирования мотивации к обучению у учащихся мастер п/о создает проблемную ситуацию, что обеспечивает творческое овладение знаниями, навыками, умениями, развитие мыслительных способностей, навыки самостоятельной деятельности. Реализует нестандартную форму обучения (нестандартная форма занятия, разнообразие методов, приемов), обеспечивает вовлечение всех в учебную деятельность, т.е. осуществляется принцип активности. Учитывает результат самостоятельной работы каждого члена в совместной групповой работе над изучаемой проблемой. Результативность работы группы зависит от вклада каждого в решение поставленной перед ними проблемы, в усвоении учебной материала каждым ее членом.
Данный способ применяет на группах различных квалификаций, на различных типах занятий. Доказательством результативности опыта являются положительная динамика успеваемости учащихся, увеличение количества присвоения повышенных квалификационных разрядов, успешное участие учащихся в конкурсах профессионального мастерства и мастер-классов. Выпускники успешно работают на предприятиях республики, о чем свидетельствует увеличение количества положительных отзывов со стороны руководителе предприятий.
Применение варианта «Учимся вместе» технологии обучения в сотрудничестве создает для учащихся возможность свободно общаться с соучениками, получать от них помощь в освоении учебного материала, самостоятельно регулировать уровень своей активности на занятии. Данный способ позволяет создать благоприятный психологический климат на занятии, развивать навыки общения, активизировать речевую и мыслительную деятельности учащихся, содействует воспитанию чувства ответственности, стимулирует положительное отношение к процессу обучения в целом.


Форма обобщения опыта
– выступление на инструктивно-методическом совещании 06.04.2022
Цупринова Раиса Александровна, Мастер п/о высшей квалификационной категории
Тема: «Активизация мыслительной деятельности учащихся на учебных занятиях по производственному обучению путем использования различных видов, форм и методов контроля»

В зависимости от цели контроля применяет на занятиях производственного обучения устный опрос, практические проверки и стандартизированный (тестовый) контроль. Контрольно-оценочная деятельность мастера охватывает каждую выполненную учебно-производственную работу, каждую тему и узловой вопрос учебной программы.
Устный опрос используется только в ходе вводного и заключительного инструктажа и служит в основном цели актуализации знаний и опыта учащихся, а также закреплению полученных теоретических знаний. Вопросы носят продуктивный характер.
В период проверки выполненных учащимися учебно-производственных работ и, обсуждая результаты работы учащихся на заключительном инструктаже, организует работу так, чтобы учащиеся сами определяли соответствие выполненных работ технологическим требованиям, находили допущенные ошибки. В процессе обсуждения мастер определяет, насколько сознательно выполнялась работа и насколько правильно применялись трудовые приемы, как и какая при этом использовалась технологическая документация.
Практическая проверка применяется как в процессе выполнения конкретной производственной деятельности, так и по его результатам в ходе текущего, промежуточного и итогового контроля.
Диагностику качества работы совмещает с проверкой выполнения нормы выработки (производительностью труда). В ходе тестирования сравнивает показатели качества выполненной работы и производительности труда.
Использует сочетание всех методов контроля, что способствует повышению качества организации учебно-производственного процесса.


Форма обобщения опыта
– выступление на инструктивно-методическом совещании 05.05.2021
Хайко Регина Витальевна, Преподаватель высшей квалификационной категории
Тема: «Повышение результативности усвоения учащимися программного материала по учебному предмету «Конструирование одежды» посредством использования дидактических материалов»

Ведущая идея опыта работы: «Дидактические материалы как эффективный способ развития учебно-познавательных компетенций, повышения рейтинга учебных достижений и степени обученности учащихся по учебному предмету «Конструирование одежды».
Сущность педагогического опыта заключается во внедрении в педагогическую деятельность различных дидактических материалов, как средства развития учебно-познавательных компетенций учащихся в процессе преподавания учебного предмета «Конструирование одежды».
На уроках учебного предмета «Конструирование одежды» применяет следующие дидактические средства:
- УМК учебного предмета «Конструирование одежды»;
- конспект для учащихся;
- комплект инструкционных карт по построению чертежей конструкций различных видов изделий;
- комплект чертежей конструкций изделий;
- комплект плакатов с чертежами конструкций изделий и их узлов;
- дидактические материалы к уроку;
- иллюстрированные учебные материалы;
- электронный образовательный ресурс «Лабораторный практикум по учебному предмету «Конструирование одежды»;
- комплект инструкций по выполнению практических работ;
- рабочая тетрадь к практическим занятиям.
Дидактические материалы выбирает в зависимости от решаемых учебных задач. Использует эти материалы на всех этапах урока. На уроке это позволяет не только повысить интерес к изучаемому предмету, но и развивать у учащихся навыки самостоятельной познавательной деятельности, способствует повышению их успеваемости по учебному предмету.


Форма обобщения опыта
– выступление на инструктивно-методическом совещании 05.05.2021
Сидоревич Елена Юрьевна, Преподаватель первой квалификационной категории
Тема: «Краеведческий подход преподавателя истории по формированию гражданско-патриотических качеств личности»

Одним из средств активизации познавательной активности учащихся на уроках истории и во внеурочной работе является использование краеведческого материала. Изучение значимых исторических событий на примере конкретной местности играет огромную образовательную роль. Краеведение помогает учащимся глубже осмыслить процессы исторического развития, почувствовать себя соучастниками исторических событий. Системное использование краеведческого материала активизирует познавательные, поисковые и исследовательские умения учащихся, формирует их гражданскую позицию, ценностно-мировоззренческое отношение к культуре, языку, истории и народу. Преподаватель широко использует историко-краеведческий материал при проведении уроков по учебному предмету «Истории Беларуси», занятий кружка «Спадчына», воспитательных мероприятиях, выполнении исследовательских работ, разработке экскурсионного маршрута, организации музейного уголка и т.д. Пробуждает интерес учащихся к истории малой родины с помощью различных форм, методов, приемов и средств обучения. Например, включает в рассказ сведения из истории родного края, при изучении событий Великой Отечественной войны на территории Беларуси. Обращается к материалам о ходе военных действий на Пинщине, борьбе партизан и подпольщиков, их роли в освобождении края в 1944 году. За годы работы накоплен разнообразный краеведческий материал, который активно используется в учебной работе и внеурочной деятельности. Собранный материал структурирован и оформлен в интернет-ресурс «Мой край», который постоянно пополняется. Краеведческая деятельность в процессе изучения истории в колледже способствует повышению уровня обучаемости учащихся, содействует формированию у учащихся чувства патриотизма, национального самосознания.


Форма обобщения опыта
– выступление на инструктивно-методическом совещании 02.03.2021
Гришко Василий Васильевич, Преподаватель высшей квалификационной категории
Тема: «Разработка и использование ЭСО «PASCAL ABC +» для развития способностей учащихся при изучении темы «Основы алгоритмизации и программирования» на занятиях по информатике»

При изучении курса программирования основной целью является формирование у учащихся умения решать задачи различного происхождения, требующие составления плана действий для достижения желаемого результата. Разработанное средство обучения может использоваться преподавателем при объяснении нового материала, при проведении контроля знаний учащихся, для актуализации знаний, оно может быть использовано также учащимися для закрепления и повторения пройденного материала, при самостоятельном изучении темы программы. Используя ЭСО, преподаватель может одновременно повторять изученный ранее материал и развивать у учащихся творческие способности, что непременно отразится на качестве знаний и положительном отношении учащихся к урокам. Программа предназначена для вставки готовых алгоритмических конструкций различного содержания, объявления и вставки функций и процедур. Упрощает объявление констант, переменных, массивов и типов данных. В программе имеется справочник в виде всплывающих подсказок. Также имеется доступ к задачнику и справке самой среды Pascal ABC. Основная цель - обеспечение простого и удобного ввода исходного кода. Эффективность опыта подтверждается положительной динамикой степени обученности и качества знаний учащихся. Использование электронных средств обучения на занятиях способствует повышению качества знаний учащихся. В ходе педагогических исследований было установлено, что для учащихся, уроки с применением ЭСО становятся интересными, их активность на уроках повышается.


Форма обобщения опыта
– выступление на инструктивно-методическом совещании 20.01.2021
Швецова Лиана Григорьевна, Воспитатель первой квалификационной категории
Тема: «Работа в общежитии по формированию здорового образа жизни»

Здоровье учащегося, проживающего в общежитии, зависит от того микросоциума, который его окружает. Поиск эффективных способов сохранения и укрепления здоровья учащихся предусматривает повышение роли воспитателя в оздоровлении воспитанников, приобщение их к здоровому образу жизни, создание традиций физического воспитания в общежитии. Важное место в решении этих социально значимых задач занимает колледж, который выступает в роли своеобразного центра пропаганды здорового образа жизни, воспитания его культуры, корректировки у учащихся знаний, умений и навыков по различным аспектам сохранения и укрепления здоровья. При этом роль родителей не должна терять свою значимость в привлечении учащихся к здоровому образу жизни.

Роль воспитателя состоит в том, чтобы направлять неуёмную энергию подростков в безопасное направление. Для этого необходимо использовать как можно больше новых форм работы с учащимися, стать своеобразным «троянским конём» в коллективе подростков.

Воспитателем разработана система мероприятий по формированию здорового образа жизни учащихся, проживающих в общежитии.

В результате работы в общежитии колледжа происходит:
• сохранение и укрепление здоровья воспитанников через систему комплексной физкультурно-оздоровительной работы;
• создание здоровьесберегающей среды, с привлечением специалистов колледжа и различных учреждений города;
• вовлечение учащихся в физкультурно-оздоровительную деятельность общежития с использованием разнообразных форм.

Форма обобщения опыта – выступление на заседании педагогического совета 21.12.2020

Евстигнеев Виталий Петрович, Преподаватель высшей квалификационной категории
Тема: «Профессионально-прикладная физическая подготовка как средство формирования профессионально значимых психофизиологических свойств личности учащихся»

Профессионально-прикладная физическая подготовка имеет большое значение в содействии повышению эффективности производственной деятельности учащихся. В этой деятельности необходимо оптимально использовать средства, методы и формы физического воспитания с целью достижения и поддержания преимущественного развития психических и физических качеств, к которым предъявляют повышенные требования в процессе обучения и освоении профессии и обеспечения в дальнейшем высокой и устойчивой профессиональной работоспособности.

Использование разнообразных форм проведения занятий, средств и методов подготовки вызывают у учащихся интерес к занятиям физической культурой. Кроме того, они способствуют формированию мотивации учения и познавательной деятельности, повышают активность учащихся.

Использование разработанного комплекса мер про всем формам занятий профессионально-прикладной физической подготовки направленно на решение задач по увеличению диапазона функциональных возможностей организма учащихся, расширение арсенала их двигательной координации, а также обеспечение эффективной адаптации организма учащихся к различным факторам трудовой деятельности. Их главным достоинством является развитие и совершенствование жизненно важных в дальнейшей трудовой деятельности физических способностей.

Форма обобщения опыта – выступление на заседании педагогического совета 21.12.2020
Волк Дарья Леонидовна, Преподаватель высшей квалификационной категории
Тема: «Профилактика вредных привычек как средство формирования навыков здорового образа жизни учащихся»

Работа педагога по профилактике вредных привычек, как и по любому другому направлению воспитательной работы – система взаимосвязанных мер. Постоянное внимание к проблеме, положительный пример и здоровый образ жизни как альтернатива вредным привычкам – важная составляющая воспитательной работы куратора группы.

В процессе апробации опыта проведены различные мероприятия. Среди них большая роль отведена кураторским часам, посвященным борьбе с вредными привычками («Мы хотим жить» к международному дню борьбы с наркоманией, «Что надо знать о ВИЧ и СПИДе» к Всемирному дню борьбы со СПИДом), а также по формированию навыков здорового образа жизни («Мы за здоровый образ жизни»).

Привлечение родителей к решению проблемы профилактики вредных привычек способствовало сплочению руководства группы со своими подопечными и созданию благоприятного эмоционально-психологического микроклимата в группе.

В ходе проведения всех этих мероприятий:
• у учащихся сформировано устойчивое убеждение в недопустимости вредных привычек;
• учащиеся расширили знания о пагубности вредных привычек и слагаемых здорового образа жизни;
• расширили кругозор по вопросам здорового образа жизни;
• приобрели опыт планирования семейного бюджета;
• сплочение коллектива учащихся, руководство группы, родителей.

Форма обобщения опыта – выступление на заседании педагогического совета 21.12.2020

Овчинникова Людмила Ивановна, Преподаватель высшей квалификационной категории
Тема: «Игровые технологии на учебных занятиях технологии швейного производства»

Преподаватель широко использует на учебных занятиях игровые технологии. Она создает на занятиях игровые ситуации, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. Наполнение и продолжительность элементов игры может варьироваться в зависимости от целей и типа урока, психологических и возрастных особенностей учащихся. Эти приемы используются на любом этапе урока. Особенно они эффективны на завершающем этапе изучения отдельных тем и разделов для закрепления знаний и умений. .

Использование игровых форм обучения на занятиях учебного предмета «Технология швейного производства» способствует повышению качества знаний учащихся. Для учащихся уроки с применением игровых методов становятся интересными, их активность на уроках повышается.

Преподавателем разработаны задания различных типов.

Использование игровых форм в образовательном процессе значительно влияет на формы и методы представления учебного материала, характер взаимодействия между обучаемым и преподавателем, и, соответственно, на методику проведения занятий в целом и значительно повышают их эффективность. Главное для преподавателя – найти соответствующее место игровых технологий в образовательном процессе.

Форма обобщения опыта – выступление на внутриколледжной конференции «Современные технологии обучения, как средство повышения качества знаний» 02.12.2020.
Кудласевич Кирилл Алексеевич, Мастер производственного обучения второй квалификационной категории
Тема:«Разработка УМК производственного обучения и его использование при подготовке учащихся по профессии «Оператор ЭВМ»

Электронные учебно-методические комплексы, создание которых обусловлено интенсивным развитием информационных технологий сферы образования, нарастающей актуальностью в образовательном процессе, являются одним из основных инструментов реализации дистанционных образовательных технологий.

Разработан УМК по производственному обучению по профессии «Оператор ЭВМ». УМК может использоваться мастером производственного обучения при объяснении нового материала, при проведении контроля знаний учащихся, для актуализации знаний, оно может быть использовано также учащимися для закрепления и повторения пройденного материала, при самостоятельном изучении темы программы. Используя УМК, мастер п/о может одновременно повторять изученный ранее материал и развивать у учащихся творческие способности, что непременно отразится на качестве знаний и положительном отношении учащихся к занятиям «Производственное обучение».

Учащийся может самостоятельно изучить и проанализировать даже в домашних условиях, выбрав по своему желанию изучение любого материала. Кроме этого мультимедийная насыщенность УМК способствует повышению мотивации к обучению. Сочетание различных видов наглядности интегрирует процессы восприятия, стимулирует творческое воображение, способствует развитию памяти, усвоению сложного материала, используя наглядность предоставленных материалов, расширению кругозора.

Позитивным фактором использования УМК является значительное сокращение времени на изучение темы, выделение дополнительного времени для самостоятельной работы учащихся. Кроме этого, при необходимости, учащиеся могут самостоятельно выполнять практические работы даже в домашних условиях.

Использование учебно-методического комплекса на занятиях учебного предмета «Производственное обучение» способствует повышению качества знаний учащихся, уроки с применением УМК становятся интересными, активность учащихся на уроках повышается. Кроме этого все учащиеся имеют дома компьютер и используют учебно-методический комплекс при подготовке домашнего задания.

Форма обобщения опыта – доклад, выступление на заседании методической комиссии информатики и вычислительной техники.
Кононович Надежда Анатольевна, Преподаватель второй квалификационной категории
Тема: «Система работы с одаренными учащимися»

Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых учащихся составляет одну их главных проблем совершенствования системы образования.

Успешность работы с одаренными детьми во многом зависит от того, как организована работа с этой категорией учащихся. Подходы педагога в работе с одаренными и высокомотивированными учащимися:

• работа должна носить систематический характер на протяжении всего процесса обучения;
• работа с одаренными учащимися должна проводиться как на уроке, так и во внеурочное время;
• целесообразно проводить занятия, как с группой учащихся, так и индивидуально;
• учащимся должна быть предоставлена возможность реализации собственных идей.

Успех одаренного учащегося во многом зависит от того, какой педагог с ним работает. Достижения одаренного учащегося оказывают положительное влияние на всю группу, и это не только помогает росту остальных учащихся, но и имеет прямой, воспитательный эффект: укрепляет авторитет данного учащегося и, что особенно важно, формирует у него ответственность за своих товарищей. Рассмотренные выше методы и приемы обучения нацеливают деятельность каждого педагога на поддержку познавательного интереса своих учащихся, формирование потребности и способности личности к саморазвитию, создание максимальных условий для развития одаренной личности.

Работа с одаренными детьми сегодня – это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни нашего общества.

Форма обобщения опыта – доклад, выступление на заседании методической комиссии общеобразовательных предметов.
Стоян Лилия Павловна, Преподаватель высшей квалификационной категории
Тема: «Формирование у учащейся молодежи гражданско-патриотических чувств и ответственности за возрождение и сохранение историко-культурного наследия своей малой Родины в процессе внеурочной деятельности»

Формирование у учащейся молодежи гражданско-патриотических чувств и ответственности за возрождение и сохранение историко-культурного наследия своей малой Родины – актуальное направление воспитательной работы, что связано с необходимостью разрабатывания и апробирования системы эффективных мероприятий, направленных на расширение и углубление знаний учащихся по историко-культурному наследию своей малой Родины.

Представленная система работы базируется на изучении мест своего детства, своего родного уголка. Это один из ведущих аспектов и направлений данной работы не только в Год малой родины. Работа по изучению, популяризации и сохранению культурного наследия малой родины и страны, безусловно, имеет свои особенности и сложности, но она крайне необходима и нужна в современном обществе для воспитания молодого поколения. Изучение истории своего края, его особенностей помогает подросткам понять самих себя и определить свое место в жизни. Целенаправленная работа, проводимая с учащимися в рамках Года малой родины, является важным этапом во время формирования как гражданина, патриота, так и профессионала, от гражданской позиции которого зависит будущее родной страны.

Стержнем всего гражданского-патриотического воспитания являются любовь к национальной культуре, народным традициям и промыслам, а также популяризация среди молодежи духовного наследия малой Родины. Это важная область знаний, которые доносит каждый педагог до своих учащихся через разнообразие форм и методов в проведении мероприятий внеурочной деятельности, формируя в их сознании человека, гражданина, патриота.

Форма обобщения опыта – доклад, выступление на заседании методической комиссии общеобразовательных предметов.

Курильчик Николай Васильевич, Преподаватель первой квалификационной категории
Тема: «Творческое и интеллектуальное развитие одарённых обучающихся.»

Постоянное систематическое привлечение учащихся к деятельности, создание для них условий, способствующих развитию их творческих способностей, мотивации и направляют их на дальнейшее развитие.

Работа с одаренными учащимися ведется по трем взаимосвязанным направлениям: учебная деятельность, внеучебная деятельность, дополнительное образование.

При проведении занятий создание необходимых условий возможно на основе педагогически обоснованного выбора форм, методов и средств обучения и воспитания. Реализация такого подхода требует использования дополнительных лекционных материалов, индивидуальных заданий при проведении лабораторных работ, применения элементов различных методик обучения, например, опережающего обучения, проблемного обучения и т.д.

Отличной возможностью продемонстрировать и повысить свой интеллектуальный уровень, а также проявить творчество является помощь в подготовке и участие во внеучебных мероприятиях профессиональной направленности.

Высокого уровня творчества и применения знаний из различных областей требует участие в исследовательской деятельности.

Форма обобщения опыта – доклад, выступление на заседании цикловой комиссии.

Саливон Елена Викторовна, Педагог-организатор высшей квалификационной категории
Тема: «День открытых дверей как эффективная форма организации профориентационной работы в учреждении профессионального образования»

Профориентационная работа в колледже является неотъемлемой частью образовательного процесса. Программа Дня открытых дверей постоянно совершенствовалась на протяжении всей работы над опытом.

Для накопления разнообразного и достаточно обширного фактического материала проведения профориентационной работы в день открытых дверей используются следующие формы работы:

- встреча с активом ПО ОО «БРСМ»;
- раздача информационных буклетов, флаеров, календарей, листовок;
- экскурсия по колледжу;
- мастер-классы по профессиям: оператор ЭВМ, швея, парикмахер;
- выступление агитбригады;
- концертная программа с участием творческих коллективов колледжа;
- демонстрация коллекции моделей одежды, изготовленной учащимися колледжа и представленной учащимися творческого объединения «Модница»;
- викторины, игры профориентационной направленности;
- работа консультационного пункта с проведением экспресс-теста «Моя профессия – мой выбор!»;
- проведение мастер-пробы;
- участие базовых предприятий;
- разработка информационных изданий с использование QR-кода;
- привлечение учащихся к проведению мастер-классов и мастер-проб.

Новый формат профориентационных мероприятий предполагает формирование у выпускников стремления к самостоятельному выбору профессии с учетом полученных знаний о своих способностях, перспективах своего профессионального пути. Старшеклассники должны видеть реальную заинтересованность в их труде на производстве, возможность успешной реализации через рабочие специальности.

Форма обобщения опыта – доклад, выступление на заседании методического объединения кураторов, мастеров производственного обучения, воспитателей.

Полховская Наталья Владимировна, Преподаватель высшей квалификационной категории
Тема: «Использование структурно-логических схем на учебных занятиях «Экономика организации» для повышения качества знаний учащихся»

Использование структурно-логических схем в учебном процессе способствует повышению качества знаний учащихся по учебной дисциплине «Экономика организации». В ходе педагогических исследований было установлено, что у многих учащихся при использовании структурно-логических схем на занятиях «Экономика организации» формируется положительное отношение к обучению. Они готовят сообщения и рефераты, участвуют в работе экономического кружка при кабинете, принимают участие в научно-практических конференциях, где занимают призовые места.

Использование и создание структурно-логических схем повышает качество обучения. Развиваются способности сравнивать факты и явления, делать самостоятельные выводы, т.е. формируется научное мышление и мировоззрение, формируется умение учиться самостоятельно.

Трансляция педагогического опыта проводилась на открытых учебных занятиях «Деньги и их функции» в 2012 году, на заседании методической комиссии в 2014 году, при проведении круглого стола «Использование инновационных технологий в образовании» в 2015 году, при проведении недели экономики в 2019 году, на открытых учебных занятиях в 2020 году.

Форма обобщения опыта – доклад, выступление на заседании цикловой комиссии.
Бузовкина Татьяна Ивановна, Мастер производственного обучения второй квалификационной категории
Тема: «Эффективные приемы и система заданий с учащимися, имеющими низкую мотивацию к обучению»

Использование системы заданий и эффективных приемов на занятиях учебного предмета «Производственное обучение» способствуют повышению качества профессиональной подготовки низкомотивированных учащихся. Для учащихся занятия с применением системы заданий и приемов становятся интересными, их активность на занятиях повышается.

Очень важно работать с низкомотивированными с использованием эф-фективных приемов и системы заданий в образовательном процесс, которые значительно влияют на формы и методы представления учебного материала, характер взаимодействия между обучаемым и мастером, и, соответственно, на методику проведения занятий в целом.

Результативность педагогической деятельности мастера подтверждается позитивной динамикой качества знаний и способностей учащихся на уроках производственного обучения.

Эффективные приемы и системы заданий направлены на помощь в успешной подготовке к уроку производственного обучения и являются неотъемлемой частью образовательного процесса. Умелое использование мастером на занятиях производственного обучения позволяет значительно повысить качество профессионального образования будущих специалистов.

Разработаны рекомендации по работе с низкомотивированными обучающимися.

Форма обобщения опыта – доклад, выступление на заседании методической комиссии швейно-трикотажного и прядильного производства.

Яромчик Марина Владимировна, Мастер производственного обучения первой квалификационной категории
Тема: «Повышение результативности усвоения учащимися программного материала по производственному обучению посредством использования дидактических материалов»

За период работы над опытом ею были разработаны и активно используются дидактические материалы по учебному предмету «Производственное обучение» в процессе подготовки учащихся по квалификациям «Швея, портной». Применение дидактических материалов коренным образом изменяет структуру урока, помогают с большей пользой использовать каждую минуту учебного времени, максимально четко и доходчиво изложить материал и обеспечить быстрое и прочное его усвоение, сократить время на передачу информации и контроль за ее усвоением, увеличив одновременно продолжительность самостоятельной работы учащихся на уроке.

Обладая высокой степенью наглядности, дидактические материалы дают возможность организовать передачу информации на таком уровне, который был бы доступен для разных категорий учащихся, а постоянный контроль в процессе изложения и проверки знаний позволяет более объективно судить о ее доступности.

Использование дидактических материалов на занятиях производственного обучения способствует повышению качества знаний учащихся. В ходе педагогических исследований было установлено, что наблюдается позитивная динамика качества знаний и способностей учащихся на уроках производственного обучения. Ежегодно учащиеся принимают участие в конкурсах профессионального мастерства по профессиям «Швея» и «Портной» и демонстрируют высокие результаты.

Форма обобщения опыта – доклад, выступление на заседании методической комиссии, выставка средств обучения.