г. Пинск , ул. Федотова, 36.
Режим работы:
с 8.00 - 21.00 выходной - воскресенье
access_time Режим работы: с 8.00 - 21.00 выходной - воскресенье
Версия для слабовидящих

Социальная поддержка и помощь

Цели и задачи

Социально-педагогическая и психологическая служба колледжа - необходимый компонент системы профессионального образования. Деятельность СППС обуславливает возможности для реализации индивидуального подхода к учащимся, определения интересов, склонностей и способностей, причин возможных отклонений в развитии личности и пути их психолого-педагогической коррекции и развития.
Цель: содействие в создании условий для полноценного личностного развития, позитивной социализации, профессионального становления и жизненного самоопределения обучающихся в колледже, в семье и социальном окружении.
Задачи:
- создание оптимальных условий для развития личности учащихся, их успешной адаптации и социализации;
- обеспечение социально-педагогической поддержки и оказание психологической помощи участникам образовательного процесса по вопросам развития, воспитания, обучения и социализации обучающихся
- сохранение и укрепление психологического здоровья и комфортности в учреждении образования;
- формирование здорового образа жизни на основе здоровьесберегающих технологий и интерактивных форм;
- оказание психолого- педагогической поддержки учащихся в личностном, профессиональном и социальном развитии;
- организация работы с семьей, государственными, правоохранительными, здравоохранительными органами, общественными организациями по профилактике преступлений и правонарушений;
- проведение социально-психологического и социально-педагогического консультирования, просветительской работы среди учащихся, педагогических работников и родителей;
- взаимодействие с органами опеки и попечительства, здравоохранения по оказанию помощи учащимся, оказавшимся в социально опасном положении;
- осуществление комплекса мероприятий по реализации Декрета Президента РБ № 18 от 24.11.2006 года с учетом изменений и дополнений, внесенных Декретом Президента РБ № 5 от 05.05.2009 года.

 

Служба экстренной психологической помощи
"ТЕЛЕФОН ДОВЕРИЯ"
170 - со стационарного телефона
+375165663517- с мобильного телефона
Круглосуточно

Уважаемые родители и учащиеся!

Если вы нуждаетесь в психологической помощи и социальной поддержке, обращайтесь в социально-педагогическую и психологическую службу колледжа (кабинет расположен в общежитии колледжа).

Кабинет СППС (педагога социального и педагога-психолога ) находится в общежитии колледжа на 1 этаже (ул.Федотова,22)

*Примечание: по причине производственной необходимости график работы может быть изменен.

8 (0165) 66 80 70

Педагог социальный Тимошенко Дарья Викторовна

ГРАФИК РАБОТЫ на II полугодие 2022-2023 учебного года
Тимошенко Дарья Викторовна
1,2,3,5, неделя
ПонедельникРабочее время
10.30-19.00
Обеденный перерыв
14.30-15.00
Работа в общежитии
17.00-18.30
Время консультирования
15.30-17.00
ВторникРабочее время
8.30-17.00
Обеденный перерыв
13.00-13.30
Работа в общежитии
15.00-16.50
Время консультирования
13.30-14.30
Среда Рабочее время
8.30-17.00
Обеденный перерыв
13.00-13.30
Работа в общежитии
15.30-16.00
Время консультирования
14.00-15.00
Четверг Рабочее время
8.30-17.00
Обеденный перерыв
13.00-13.30
Работа в общежитии,
15.00-16.50
Время консультирования
11.00-13.00
ПятницаРабочее время
8.30-17.00
Обеденный перерыв
13.00-13.30
Работа в общежитии,
15.00-16.50
Время консультирования
13.30-15.00
4 неделя
ПонедельникРабочее время
9.30-17.00
Обеденный перерыв
13.30-14.00
Работа в общежитии
14.00-15.50
Время консультирования
11.00-12.30
ВторникРабочее время
9.30-17.00
Обеденный перерыв
13.30-14.00
Работа в общежитии
14.00-15.30
Время консультирования
15.30-16.30
Среда Рабочее время
9.30-17.00
Обеденный перерыв
13.30-14.00
Работа в общежитии
15.30-16.50
Время консультирования
11.00-12.30
Четверг Рабочее время
9.30-17.00
Обеденный перерыв
13.30-14.00
Работа в общежитии
14.00-15.50
Время консультирования
15.30-16.50
ПятницаРабочее время
9.30-17.00
Обеденный перерыв
13.30-14.00
Работа в общежитии
14.00-15.20
Время консультирования
15.30-16.50
СубботаРабочее время
8.30-13.50
Обеденный перерыв
11.30-11.50
Работа в общежитии
10.00-12.00
Время консультирования
9.00-10.00
ПЛАН работы социально-педагогической и психологической службы на 2022/2023 учебный год
Цель: содействие в создании условий для полноценного личностного развития, позитивной социализации, профессионального становления и жизненного самоопределения, обучающихся в колледже, в семье и социальном окружении.
Задачи:
- оказание социально- психологической поддержки учащимся и педагогам в сложных условиях адаптационного периода;
- работа с семьей, государственными, правоохранительными, здравоохранительными органами, общественными организациями по профилактике преступлений и правонарушений;
- предупреждение возможного неблагополучия социально-психологическом и личностном развитии личности;
- создание условий для формирования у учащихся основных жизненных позиций, устремлений, идеалов, ценностных ориентаций, готовности к семейной жизни.
- повышение психолого-педагогической и правовой культуры всех участников образовательного процесса.

Содержание работы

Родителям







Законы родительской истины:

Закон 1. Дорожите любовью своего ребенка. Помните, от любви до ненависти только один шаг, не делайте необдуманных шагов!
Закон 2. Не унижайте своего ребенка. Унижая его самого, вы формируете у него умение и навык унижения, который он сможет использовать по отношению к другим людям. Не исключено, что ими будете вы.
Закон 3. Не угрожайте своему ребенку. Угрозы порождают ложь ребенка, приводят к боязни и ненависти.
Закон 4. Не налагайте много запретов. В природе – дух бунтарства. То, что категорически запрещено, очень хочется попробовать, не забывайте об этом.
Закон 5. Не опекайте своего ребенка там, где можно обойтись без опеки; дайте возможность вашему ребенку самостоятельно стать взрослым.
Закон 6. Не идите на поводу у своего ребенка, умейте соблюдать меру своей любви и меру своей родительской ответственности.
Закон 7. Развивайте в себе чувство юмора. Учитесь смеяться над своими слабостями, разрешайте своему ребенку смеяться вместе с вами. УЧИТЕ ЕГО СМЕЯТЬСЯ НАД СОБОЙ! Гораздо лучше, если он будет обращать все в шутку, когда над ним смеются другие люди.
Закон 8. Не читайте своему ребенку бесконечные нотации, он их просто не слышит!
Закон 9. Будьте всегда последовательны в своих требованиях. Хорошо ориентируйтесь в своих «да» и «нет».
Закон 10. Не лишайте своего ребенка права быть ребенком. Дайте ему возможность побыть озорником и непоседой, бунтарем и шалуном. Пусть эти законы родительской истины помогут вам состояться в качестве родителей, постарайтесь следовать им в самых трудных жизненных ситуациях, любите своего ребенка и дорожите его любовью к вам!


Рекомендации родителям по подготовке детей к экзаменам


Слово «экзамен» переводиться с латинского как «испытание». Поэтому родители должны помочь своему ребенку наиболее эффективно распорядиться временем и силами при подготовке к ним.
Для того, чтобы ваш ребенок не волновался во время экзамена, задача родителей помочь своему подростку поверить в собственные силы. А это достигается тогда, когда ребенок сам чувствует и видит свои знания по предмету. Поэтому, Вам, дорогие родители, необходимо продолжить подготовку к экзаменам вместе с детьми.
Сложные темы лучше изучать в часы подъема (первая половина дня с 10.00-12.00 и с 18.00-21.00), хорошо знакомые темы– в часы спада (с 12.00-14.00 и с 16.00-2-18.00).
Вместе договоритесь, сколько вопросов или билетов он должен подготовить за неделю, в конце недели устраивайте по этим вопросам мини экзамен. Так к концу полугодия учащийся должен подготовить все вопросы, а в дни непосредственной подготовке к экзамену, 3-4 дня, у вашего ребенка будет время полностью повторить весь материал.
Обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто не мешал заниматься.
Следите за тем, чтобы во время подготовки ребенок регулярно делал короткие перерывы. Объясните ему, что отдыхать, не дожидаясь усталости – лучшее средство от переутомления. Важно, чтобы ребенок обходился без стимуляторов (кофе, крепкого чая), нервная система перед экзаменом и так на взводе. Немало вреда может нанести и попытка сосредоточиться над учебниками в одной комнате с работающим телевизором, компьютером или радио.
Не повышайте тревожность ребенка накануне экзаменов – это может отрицательно сказаться на результате тестирования, ребенку всегда передается волнение родителей.
Подбадривайте детей, хвалите их за то, что они делают хорошо. Повышайте их уверенность в себе, так как чем больше ребенок боится неудачи, тем более вероятности допущения ошибок.
Обратите внимание на питание ребенка: во время интенсивного умственного напряжения ему необходима питательная и разнообразная пища, сбалансированный комплекс витаминов.
Накануне экзамена обеспечьте ребенку полноценный отдых, он должен отдохнуть и как следует выспаться.

Памятка по профилактике суицидального поведения подростков


Когда мы теряем ребёнка из-за болезни или несчастного случая - это огромное горе, но когда ребёнок сам прерывает свой жизненный путь - это непоправимая трагедия.
Суицид - умышленное самоповреждение со смертельным исходом (лишение себя жизни).
Суицидальное поведение - это проявление суицидальной активности - мысли, намерения, высказывания, угрозы, попытки, покушения. Одно из форм девиантного поведения при острых аффективных реакциях.
Как понять, что ребенок решился на самоубийство
Если ребенок всерьез задумал совершить самоубийство, об этом обычно нетрудно догадаться по ряду характерных признаков, которые можно разделить на 3 группы: словесные, поведенческие и ситуационные.
1. Словесные признаки.
Подросток часто размышляет о своем душевном состоянии, при этом: прямо и явно говорит о смерти: "Я собираюсь покончить с собой"; "Я не могу так дальше жить"; косвенно намекает о своем намерении: "Я больше не буду ни для кого обузой"; "Тебе больше не придется обо мне волноваться"; много шутит на тему самоубийства; проявляет нездоровую заинтересованность вопросами смерти.
2. Поведенческие признаки.
Подросток может: раздавать вещи, имеющие для него большую личную значимость, другим людям; приводить в порядок дела; мириться с давними врагами; демонстрировать радикальные перемены в поведении, такие как:
- в еде - есть слишком мало или слишком много;
- во сне - спать слишком мало или слишком много;
- во внешнем виде - стать неряшливым;
- в школьных привычках - пропускать занятия, не выполнять домашние задания, избегать общения с одноклассниками; проявлять раздражительность, угрюмость; находиться в подавленном настроении;
- замкнуться от семьи и друзей;
- быть чрезмерно деятельным или, наоборот, безразличным к окружающему миру; ощущать то внезапную эйфорию, то приступы отчаяния; проявлять признаки беспомощности, в поступках ощущается безнадежность.
3. Ситуационные признаки.
Подросток может решиться на самоубийство, если он: социально изолирован (не имеет друзей или имеет только одного друга), чувствует себя отверженным; живет в нестабильном окружении (серьезный кризис в семье - в отношениях с родителями или родителей друг с другом; алкоголизм - личная или семейная проблема); ощущает себя жертвой насилия - физического, сексуального или эмоционального; предпринимал раньше попытки суицида; имеет склонность к самоубийству вследствие того, что оно совершалось кем-то из друзей, знакомых или членов семьи; перенес тяжелую потерю (смерть кого-то из близких, развод родителей); слишком критически настроен по отношению к себе.
При проведении беседы с подростком, размышляющим о суициде рекомендуется:
внимательно слушать собеседника, т.к. подростки часто страдают от одиночества и невозможности излить душу; правильно формулировать вопросы, спокойно и доходчиво расспрашивая о сути тревожащей ситуации и о том, какая помощь необходима; не выражать удивления услышанным и не осуждать ребенка за любые, даже самые шокирующие высказывания; не спорить и не настаивать на том, что его беда ничтожна, что ему живется лучше других; высказывания "у всех есть такие же проблемы" заставляют ребенка ощущать себя еще более ненужным и бесполезным; постараться развеять романтическо-трагедийный ореол представлений подростка о собственной смерти; не предлагать неоправданных утешений, но подчеркнуть временный характер проблемы; стремиться вселить в подростка надежду; она должна быть реалистичной и направленной на укрепление его сил и возможностей.
Если замечена склонность к самоубийству, следующие советы помогут изменить ситуацию:
1. Внимательно выслушайте подростка, решившегося на самоубийство. Приложите все усилия, чтобы понять проблему, скрытую за словами.
2. Оцените серьезность намерений и чувств ребенка. Если он уже имеет конкретный план самоубийства - ему срочно нужна помощь.
3. Оцените глубину эмоционального кризиса. Замечайте детали. Например, если человек, находившийся в состоянии депрессии, вдруг начинает проявлять бурную деятельность, - это может служить основанием для тревоги.
4. Внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным обидам и жалобам. Не пренебрегайте ничем из сказанного. Подросток может не давать волю чувствам, скрывая свои проблемы, но в то же время находиться в состоянии глубокой депрессии.
5. Не бойтесь прямо спросить ребенка, не думает ли он (или она) о самоубийстве. Часто подросток бывает рад возможности открыто рассказать о своих проблемах.
Семейная дезорганизация - главная социально-психологическая причина суицидов. Дети, совершающие самоубийство, как правило, из неблагополучных семей, в которых часто происходят конфликты между родителями, между родителями и детьми с применением насилия. Экономические проблемы в семье, ранняя потеря родителей или утрата с ними взаимопонимания, болезнь матери, уход из семьи отца - также могут быть причинами суицидального решения.
Рекомендации родителям ни в коем случае не оставлять нерешенными проблемы, касающиеся сохранения физического и психического здоровья ребенка; анализировать вместе с сыном или дочерью каждую трудную ситуацию; учить ребенка с раннего детства принимать ответственность за свои поступки и решения, предвидеть последствия поступков. Сформируйте у него потребность задаваться вопросом: "Что будет, если..."; воспитывать в ребенке привычку рассказывать родителям не только о своих достижениях, но и о тревогах, сомнениях, страхах; не опаздывать с ответами на его вопросы по различным проблемам физиологии; не иронизировать над ребенком, если в какой-то ситуации он оказался слабым физически и морально, помочь ему и поддержать его, указать возможные пути решения возникшей проблемы; обсудить с ним работу служб, которые могут оказать помощь в ситуации, сопряженной с риском для жизни; записать соответствующие номера телефонов; записать свои рабочие номера телефонов, а также номера телефонов людей, которым родители сами доверяют.
Первая помощь при суициде
1. Если Вы стали свидетелем самоубийства, а у Вас нет времени на преодоление собственного эмоционального шока, нужно принять быстрые действия.
2. Необходимо вызвать помощь по телефону:
3. Попытаться оказать первую доврачебную помощь:
• остановить кровотечение - на вены наложить давящую повязку, на артерии (пульсирующая алая струя)- жгут выше раны;
• при повешении часто травмируются шейные позвонки, потому, после того как пострадавшего
• вынули из петли, надо избегать резких движений;
• если нет пульса, проводить непрямой массаж сердца и искусственное дыхание до прибытия бригады скорой помощи;
• при отравлении - вызвать рвоту, если человек в сознании!
• при бессознательном состоянии следить за проходимостью дыхательных путей и повернуть голову на бок, чтобы не запал язык;
• если пострадавший может глотать, принять 10 таблеток актированного угля,
• если пострадавший в сознании - необходимо поддерживать с ним постоянный контакт, и не оставлять его одного!!!
Типичные ошибки и заблуждения, бытующие среди взрослых, которые затрудняют профилактику самоубийств
• Заблуждение1. Самоубийства совершаются в основном психически ненормальными людьми.
• Заблуждение 2. Самоубийства предупредить невозможно. Тот, кто решил покончить с собой, рано или поздно это сделает.
• Заблуждение 3. Если человек открыто заявляет о желании покончить с собой, то он никогда не совершит самоубийства.
• Заблуждение 4. Если загрузить человека работой, то ему некогда думать о самоубийстве.
• Заблуждение 5. Чужая душа - потемки. Предвидеть попытку самоубийства невозможно.
• Заблуждение 6. Существует некий тип людей,"склонных к самоубийству"
• Заблуждение 7. Не существует никаких признаков, которые указывали бы на то, что человек решился на самоубийство.
• Заблуждение 8. Решение о самоубийстве приходит внезапно, без предварительной подготовки.
Самоубийство ребёнка часто бывает полной неожиданностью для родителей.


Помните, дети решаются на это внезапно!


Домашнее насилие


Профилактика домашнего насилия


• Несмотря на то, что у большинства людей понятие дома ассоциируется с безопасностью и защищенностью, в некоторых случаях источниками насилия становятся самые близкие люди. Разговоры о том, что обижать более слабого плохо, так и остаются общими разговорами – данные статистики утверждают, что насилие периодически или постоянно присутствует в 35% семейных пар. Попытка не обращать внимания на эту проблему и ее масштабы приводит к различным преступлениям. Тот факт, что причинить боль тому, кто слабее, может только неуверенный в себе человек, известен давно – в подавляющем большинстве случаев домашние насильники крайне не уверены в себе и сами в детстве неоднократно подвергались истязаниям. Для них выплескивание негатива на домашних становится нормой поведения.
• Как распознать мужчину тирана. Есть несколько характерных признаков, которые помогут заподозрить в мужчине домашнего насильника еще до заключения брака:
• Отсутствие уважения в отношениях – оно может проявляться в пренебрежительном отношении, постоянных насмешках, высмеивании при посторонних. Малейшая попытка выразить неудовольствие приводит к тотальному усилению контроля и применению самого насилия в грубой физической форме. Постоянный и неустанный контроль со стороны мужчины характеризует его как потенциального деспота. Проблема состоит в том, что на первых порах такое внимание часто расценивается как доказательство искренности чувств – каждой женщине приятны на первых порах советы о внешности, стиле одежды, макияже, а тот момент, когда переходится тонкая грань, упускается. Появляются необоснованные комментарии о друзьях и родственниках, затем требования ограничивать круг общения, а попытка их неисполнения приводит к грубости и жестокости;
• Постоянная ревность дает повод задуматься. Многим женщинам нравится легкая ревность избранника, и в некоторых случаях женщина сама может провоцировать такие проявления чувств собственным легкомысленным поведением. Такая ревность может считаться обоснованной, тогда как попытка ревности к родственникам или друзьям должна насторожить – тотальный контроль говорить о неуверенности мужчины и в избраннице, и в самом себе. Мужчина отказывается признать собственную вину даже в очевидных ситуациях – виноватым будет кто угодно, только не он сам. Рано или поздно эта же модель поведения будет перенесена на семейные отношения;
• Кроме этого, настораживать должны злоупотребления алкоголем, наркотиками и лекарственными препаратами, шуточные попытки принуждения к сексу (в каждой шутке есть только доля шутки), негативные высказывания о женщинах вообще – рано или поздно они будут перенесены на конкретную представительницу прекрасного пола.
Виды домашнего насилия:
• Самым распространенным видом насилия в семье становится психологическое, ведь после него видимые следы остаются очень редко, а нарушения душевного равновесия преследуют в течение всей оставшейся жизни. При этом могут использоваться шантаж и угрозы, оскорбления, запугивание, принуждение к действиям. Такое насилие может проявляться не только между супругами, но и в отношениях родителей и детей – это приводит к развития множества комплексов в душе маленького человечка, и свои проблемы он потом будет вымешать на членах своей семьи.
• Эмоциональное насилие может проявляться в виде постоянной словесной критики, которая высказывается как наедине, так и пи посторонних лицах. Часто при этом от женщины требуется отчет в любых поступках, и на каждое действие нужно получение разрешения, ведь семейный бюджет полностью находится под контролем домашнего тирана. Для полного подчинения личности жертвы вводится тотальный контроль над кругом ее общения, даже с близкими родственниками общение может происходить в присутствии тирана. Только после того, как женщина будет сломлена психологически (ей внушается мысль о том, что она ничтожество), начинается следующий этап истязаний – физическое насилие.
• Нужно помнить, что физическое насилие – это не только избиение жертвы, но и любой физический контакт, которые неприятен. Любые обещания измениться и «больше так не делать» так и остаются сладкими словами, побои продолжаются с завидной регулярностью.
• Экономическое насилие ограничивает возможности партнера работать, вносить свою лепту и распоряжаться семейным бюджетом. Этот метод насилия часто является отправной точкой – физическое воздействие в ход пускается только в тот момент, когда жертва оказывается в полной зависимости от домашнего тирана. Насилие в интимной сфере может проявляться в виде принуждения к сексуальным контактам – часто после избиения женщине приходится заниматься сексом, смотреть порнографические материалы и повторять действия их героев.
• Можно ли бороться с насилием. Для того чтобы преодолеть домашнее насилие, нужно признать сам факт такого отношения – часто жертва своим покорным поведением провоцирует домашнего тирана. Нельзя думать, что жертва в чем-то виновата и такое поведение может быть оправдано наличием совместных детей или финансовой зависимостью от насильника – нужно помнить, что в один «прекрасный» день женщина может остаться и без мужа, и без средств существования, и без возможности общаться с собственными детьми.
• Как бороться с домашним тираном.
• Зафиксировать сам факт домашнего насилия в медицинском учреждении и органах охраны правопорядка;
• Предварительно приготовить собственные документы, деньги и вещи и спрятать их в надежном месте – у друзей, родителей;
• Не нужно угрожать уходом – правило «уходя - уходить» в этом случае является самым правильным. Постоянные угрозы и отсутствие действий выдают неуверенность в собственных силах, а домашний тиран получает уверенность, что жертва остается в его власти и в дальнейшем;
• Найдите место, где можно будет переждать первое время и собраться с силами и мыслями – лучше, если супруг с этими людьми знаком не будет вообще. Обязательно берите с собой документы – в современных условиях прожить без документов больше, чем несколько часов, не удастся;
• Если насилие совершилось и над детьми, нужно рассказать об этом максимально большему количеству людей – впоследствии они смогут стать свидетелями на суде.


Учащимся





Памятка для учащихся по правилам дорожного движения

1. Ходите только по тротуару!
2. Переходите улицу в местах, где имеются линии или указатели перехода, а где их нет – на перекрестках по линии тротуаров.
3. Переходя улицу, посмотрите налево, а дойдя до середины – направо.
4. На улицах и дорогах где движение регулируется, переходите проезжую часть только при зеленом сигнале светофора или разрешающем жесте регулировщика.
5. Не перебегайте дорогу перед близко идущим транспортом.
6. Не выходите на проезжую часть из-за стоящей машины или другой помехи обзору.
7. При переходе через улицу не стоит вести оживленную беседу – разговоры отвлекают мысли и взгляд от наблюдения.
8. Не устраивайте игры и не катайтесь на коньках, лыжах и санках на проезжей части улицы!
ЗНАЙ! Кататься на велосипедах, роликах и скейтбордах можно только во дворе или на специальных площадках. Выбегать на дорогу за мячом или собакой опасно!
ЗНАЙ! Надо быть очень внимательным при переходе дороги! Самые безопасные переходы - подземный и надземный. Если их нет, лучше перейти по «зебре». Если на перекрестке нет пешеходного перехода и светофора, попроси взрослого помочь перейти дорогу.
ЗНАЙ! Переходить улицу можно только на зеленый сигнал светофора. Но даже при зеленом сигнале никогда не начинай движение сразу. Сначала убедись, что машины успели остановиться и путь безопасен.
ЗНАЙ! Если на остановке стоит автобус, не обходи его ни спереди, ни сзади. Надо дождаться, пока он отъедет, и только тогда начинать переход.
ЗНАЙ! Особенно внимательным надо быть, когда обзору мешают препятствия. Стоящие у тротуара машина, ларек, кусты могут скрывать за собой движущийся автомобиль. Поэтому убедись, что опасности нет, и только тогда переходи.

10 сентября - Всемирный день предотвращения самоубийств



«Жизнь - это то, что люди больше всего стремятся
сохранить и меньше всего берегут»
ЛАБРЮЙЕР

По данным Всемирной Организации Здравоохранения во всем мире ежегодно происходит около 1 млн. суицидов, среди них по данным официальной статистики от самоубийства ежегодно погибает около 3000 детей и подростков в возрасте от 5 до 19 лет и эти страшные цифры не учитывают случаев попыток к самоубийству. Статистика по Российской Федерации и вовсе неутешительна - около 1500 детей и подростков добровольно лишают себя жизни. Сегодня Российская Федерация по подростковому суициду занимает четвертое место в мире и стабильно удерживает первое в Европе, в Республике Беларусь за одиннадцать месяцев 2014 года 33 подростка покончили жизнь самоубийством, при этом лишь в пяти случаях проверки проводились по факту суицида школьников до 13 лет.
У 30% лиц в возрасте 14 – 24 лет бывают суицидальные мысли. Суицид является «убийцей № 2» молодых людей в возрасте от пятнадцати до двадцати четырех лет. «Убийцей № 1» являются несчастные случаи, в том числе передозировка наркотиков, дорожные происшествия, падения с мостов и зданий, отравления. По мнению же суицидологов, многие из этих несчастных случаев в действительности были суицидами, замаскированными под несчастные случаи. Если суицидологи правы, то тогда главным «убийцей» подростков является суицид.
Как не стараются те, кто призван заниматься этой проблемой - дипломированные школьные психологи или специалисты-суицидологи — никто из них не в состоянии предотвратить трагедии в среде подростков. С поведением современных мальчиков и девочек, с пониманием откуда возникают причины самоубийства не могут справиться ни родители, ни школа, ни профессиональные психологи и психиатры.
Сегодня проблема детского и подросткового суицида не сходит со страниц прессы и экранов телевидения. Взрослые не в состоянии объяснить себе и тот факт, что их умные, светлые дети, не имевшие проблем и конфликтов в школе и обществе, уходят из жизни. У нас появилось совершенно новое поколение, аналогов которому не было прежде. Это дети новой генерации, которые своим поведением вызывают родительское недоумение - неуправляемы и равнодушны. Они не способны воспринимать ни слова, ни действия взрослых. Эту глухоту нередко принимают за невоспитанность и индифферентность. Их не интересует действительность, для себя они избрали другую реальность, куда родителям вход заказан.
Все попытки взрослых проникнуть в виртуальный «детский мир» или «отрубить» интернет с целью традиционного общения со своим сыном или дочерью добавляет только еще больше отчуждения и конфликтов и в без того кое-как тлеющие отношения отцов и детей. Родителям нечего сказать своим детям, собственно сегодня они уже не то, чтобы говорят на разных языках, они на них молчат.
Детский и подростковый суицид - это беда родителей не только потому, что они теряют ребенка. Эта беда заключается еще и в том, что они не знают, почему он это сделал. Изыскиваются различные рационализации и оправдания, строятся домыслы и догадки, но правды не знает никто.
Тем не менее, за любое суицидальное поведение ребёнка в ответе взрослые!

Для педагогов

Алгоритм для педагогов по работе с учащимися, требующими повышенного педагогического внимания


1. Веду наблюдения за учащимися, требующими повышенного педагогического внимания, фиксируя результаты в индивидуальном дневнике, журнале куратора.
2. Ежедневно слежу за посещаемостью занятий учащимися, требующими повышенного педагогического внимания
3. Ставлю в известность родителей о пропусках занятий в тот же день.
4. Совместно с учителями-предметниками постоянно держу на контроле вопрос успеваемости.
5. Строго слежу за выставлением отметок и наличие отметок у данных учащихся.
6. Имею тесную связь с тренерами, педагогами дополнительного образования, контролирую занятость трудновоспитуемого в свободное время.
7. Ежедневно уделяю внимание учащимися, требующими повышенного педагогического внимания.
8. По итогам полугодия заслушиваю данных учащихся. При необходимости приглашаю на совет профилактики колледжа.
9. Не использую нравоучений. Не подчеркиваю проступки, воспитываю на положительных примерах.
10. Вовлекаю в трудовую, спортивную и творческую деятельность группы, использую общественные поручения.
11. Обучаю методам самовоспитания.
12. Стараюсь нормализовать семейную обстановку.
13. Привлекаю родительскую общественность для перевоспитания.
14. Поддерживаю тесную связь с участковым инспектором ИДН.
15. В конфликтных ситуациях не стараюсь одержать победу любой ценой, считаю, что иногда можно и уступить.
16. Действую только тактическим маневром и никогда – прямой атакой. Выслушиваю все, не реагируя тот час, и только потом без раздражения высказываю мнение, вносящее поправки в услышанное.
17. Стараюсь настолько укрепить доверие детей, чтобы они делились со мной своими неприятностями.
18. Не ставлю на ребенке крест.
19. Не загоняю ребенка в угол, поставив в затруднительное положение.
20. Беседу всегда начинаю с дружеского тона.
21. Диалог начинаю с тех вопросов, мнения по которым совпадают.
22. В процессе общения инициативу держу в своих руках, стараюсь диалог вести на равных.
23. Умею смотреть на вещи глазами подростка.
24. Общаясь с подростком, стараюсь развивать в себе готовность к педагогической импровизации.

Памятка по профилактике суицидального поведения подростков


Суицид - умышленное самоповреждение со смертельным исходом (лишение себя жизни). Суицидальное поведение - это проявление суицидальной активности - мысли, намерения, высказывания, угрозы, попытки, покушения. Одно из форм девиантного поведения при острых аффективных реакциях.
Как понять, что ребенок решился на самоубийство
Если ребенок всерьез задумал совершить самоубийство, об этом обычно нетрудно догадаться по ряду характерных признаков, которые можно разделить на 3 группы: словесные, поведенческие и ситуационные.
1. Словесные признаки.
Подросток часто размышляет о своем душевном состоянии, при этом: прямо и явно говорит о смерти: "Я собираюсь покончить с собой"; "Я не могу так дальше жить"; косвенно намекает о своем намерении: "Я больше не буду ни для кого обузой"; "Тебе больше не придется обо мне волноваться"; много шутит на тему самоубийства; проявляет нездоровую заинтересованность вопросами смерти.
2. Поведенческие признаки.
Подросток может: раздавать вещи, имеющие для него большую личную значимость, другим людям; приводить в порядок дела; мириться с давними врагами; демонстрировать радикальные перемены в поведении, такие как:
- в еде - есть слишком мало или слишком много;
- во сне - спать слишком мало или слишком много;
- во внешнем виде - стать неряшливым;
- в школьных привычках - пропускать занятия, не выполнять домашние задания, избегать общения с одноклассниками; проявлять раздражительность, угрюмость; находиться в подавленном настроении;
- замкнуться от семьи и друзей;
- быть чрезмерно деятельным или, наоборот, безразличным к окружающему миру; ощущать то внезапную эйфорию, то приступы отчаяния;
- проявлять признаки беспомощности, в поступках ощущается безнадежность.
3. Ситуационные признаки.
Подросток может решиться на самоубийство, если он:
• социально изолирован (не имеет друзей или имеет только одного друга), чувствует себя отверженным;
• живет в нестабильном окружении (серьезный кризис в семье - в отношениях с родителями или родителей друг с другом; алкоголизм - личная или семейная проблема);
• ощущает себя жертвой насилия - физического, сексуального или эмоционального;
• предпринимал раньше попытки суицида;
• имеет склонность к самоубийству вследствие того, что оно совершалось кем-то из друзей, знакомых или членов семьи;
• перенес тяжелую потерю (смерть кого-то из близких, развод родителей);
• слишком критически настроен по отношению к себе.
При проведении беседы с подростком, размышляющим о суициде рекомендуется:
• внимательно слушать собеседника, т.к. подростки часто страдают от одиночества и невозможности излить душу;
• правильно формулировать вопросы, спокойно и доходчиво расспрашивая о сути тревожащей ситуации и о том, какая помощь необходима;
• не выражать удивления услышанным и не осуждать ребенка за любые, даже самые шокирующие высказывания;
• не спорить и не настаивать на том, что его беда ничтожна, что ему живется лучше других; высказывания "у всех есть такие же проблемы" заставляют ребенка ощущать себя еще более ненужным и бесполезным;
• постараться развеять романтическо-трагедийный ореол представлений подростка о собственной смерти;
• не предлагать неоправданных утешений, но подчеркнуть временный характер проблемы;
• стремиться вселить в подростка надежду; она должна быть реалистичной и направленной на укрепление его сил и возможностей.
Если замечена склонность к самоубийству, следующие советы помогут изменить ситуацию:
1. Внимательно выслушайте подростка, решившегося на самоубийство. Приложите все усилия, чтобы понять проблему, скрытую за словами.
2. Оцените серьезность намерений и чувств ребенка. Если он уже имеет конкретный план самоубийства - ему срочно нужна помощь.
3. Оцените глубину эмоционального кризиса. Замечайте детали. Например, если человек, находившийся в состоянии депрессии, вдруг начинает проявлять бурную деятельность, - это может служить основанием для тревоги.
4. Внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным обидам и жалобам. Не пренебрегайте ничем из сказанного. Подросток может не давать волю чувствам, скрывая свои проблемы, но в то же время находиться в состоянии глубокой депрессии.
5. Не бойтесь прямо спросить ребенка, не думает ли он (или она) о самоубийстве. Часто подросток бывает рад возможности открыто рассказать о своих проблемах.
Семейная дезорганизация - главная социально-психологическая причина суицидов. Дети, совершающие самоубийство, как правило, из неблагополучных семей, в которых часто происходят конфликты между родителями, между родителями и детьми с применением насилия. Экономические проблемы в семье, ранняя потеря родителей или утрата с ними взаимопонимания, болезнь матери, уход из семьи отца - также могут быть причинами суицидального решения.
Первая помощь при суициде
1. Если Вы стали свидетелем самоубийства, а у Вас нет времени на преодоление собственного эмоционального шока, нужно принять быстрые действия.
2. Необходимо вызвать помощь по телефону:
3. Попытаться оказать первую доврачебную помощь:
• остановить кровотечение - на вены наложить давящую повязку, на артерии (пульсирующая алая струя)- жгут выше раны;
• при повешении часто травмируются шейные позвонки, потому, после того как пострадавшего
• вынули из петли, надо избегать резких движений;
• если нет пульса, проводить непрямой массаж сердца и искусственное дыхание до прибытия бригады скорой помощи;
• при отравлении - вызвать рвоту, если человек в сознании!
• при бессознательном состоянии следить за проходимостью дыхательных путей и повернуть голову на бок, чтобы не запал язык;
• если пострадавший может глотать, принять 10 таблеток актированного угля,
• если пострадавший в сознании - необходимо поддерживать с ним постоянный контакт, и не оставлять его одного!!!
Типичные ошибки и заблуждения, бытующие среди взрослых, которые затрудняют профилактику самоубийств
Заблуждение1. Самоубийства совершаются в основном психически ненормальными людьми.
Заблуждение 2. Самоубийства предупредить невозможно. Тот, кто решил покончить с собой, рано или поздно это сделает.
Заблуждение 3. Если человек открыто заявляет о желании покончить с собой, то он никогда не совершит самоубийства.
Заблуждение 4. Если загрузить человека работой, то ему некогда думать о самоубийстве.
Заблуждение 5. Чужая душа - потемки. Предвидеть попытку самоубийства невозможно.
Заблуждение 6. Существует некий тип людей,"склонных к самоубийству"
Заблуждение 7. Не существует никаких признаков, которые указывали бы на то, что человек решился на самоубийство.
Заблуждение 8. Решение о самоубийстве приходит внезапно, без предварительной подготовки.