(По страницам Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях)
Статья 4.2. Возраст, с которого наступает административная ответственность
1. Административной ответственности подлежит физическое лицо, достигшее ко времени совершения правонарушения возраста шестнадцати лет. Физическое лицо, совершившее правонарушение в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет, подлежит административной ответственности только за:
1) умышленное причинение телесного повреждения и иные насильственные действия либо нарушение защитного предписания (статья 10.1);
2) оскорбление (статья 10.2);
3) мелкое хищение (статья 11.1);
4) умышленные уничтожение либо повреждение чужого имущества (статья 11.3);
5) жестокое обращение с животным или избавление от животного (статья 16.29);
6) мелкое хулиганство (статья 19.1).
2. Не подлежит административной ответственности физическое лицо, достигшее установленного возраста административной ответственности, если будет установлено, что вследствие отставания в умственном развитии, не связанного с психическим расстройством (заболеванием), оно во время совершения деяния не могло сознавать его фактический характер и противоправность.
Статья 4.3. Возраст, с которого наступает административная ответственность
1. Административной ответственности подлежит физическое лицо, достигшее ко времени совершения правонарушения шестнадцатилетнего возраста, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
2. Физическое лицо, совершившее запрещенное настоящим Кодексом деяние в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет, подлежит административной ответственности лишь:
1) за умышленное причинение телесного повреждения и иные насильственные действия (статья 9.1);
2) за мелкое хищение (статья 10.5);
3) за умышленные уничтожение либо повреждение имущества (статья 10.9);
4) за нарушение требований пожарной безопасности в лесах или на торфяниках (статья 15.29);
5) за жестокое обращение с животными (статья 15.45);
6) за разведение костров в запрещенных местах (статья 15.58);
7) за мелкое хулиганство (статья 17.1);
8) за нарушение правил, обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном или городском электрическом транспорте (части 1–3, 5 статьи 18.3);
9) за нарушение правил пользования средствами железнодорожного транспорта (статья 18.4);
10) за нарушение правил пользования транспортным средством (статья 18.9);
11) за нарушение правил пользования метрополитеном (статья 18.10);
12) за нарушение требований по обеспечению сохранности грузов на транспорте (статья 18.34);
13) за уничтожение, повреждение либо утрату историко-культурных ценностей или культурных ценностей, которым может быть придан статус историко-культурной ценности (статья 19.4);
14) за нарушение порядка вскрытия воинских захоронений и проведения поисковых работ (статья 19.7);
15) за незаконные действия в отношении газового, пневматического или метательного оружия (статья 23.46);
16) за незаконные действия в отношении холодного оружия (статья 23.47).
3. Не подлежит административной ответственности физическое лицо, достигшее возраста, предусмотренного частями 1 или 2 настоящей статьи, если будет установлено, что вследствие отставания в умственном развитии, не связанного с психическим расстройством (заболеванием), оно во время совершения деяния было не способно сознавать его фактический характер или противоправность.
Статья 9.1. Умышленное причинение телесного повреждения
Умышленное причинение телесного повреждения, не повлекшего за собой кратковременного расстройства здоровья или незначительной стойкой утраты трудоспособности, - влечет наложение штрафа в размере от десяти до тридцати базовых величин или административный арест.
Статья 9.2. Клевета
Клевета, то есть распространение заведомо ложных, позорящих другое лицо измышлений, - влечет наложение штрафа в размере от десяти до тридцати базовых величин.
Статья 9.3. Оскорбление
Оскорбление, то есть умышленное унижение чести и достоинства личности, выраженное в неприличной форме, -влечет наложение штрафа в размере от четырех до двадцати базовых величин.
Статья 10.5. Мелкое хищение
1. Мелкое хищение имущества путем кражи, мошенничества, злоупотребления служебными полномочиями, присвоения или растраты, а равно покушение на такое хищение - влекут наложение штрафа в размере от десяти до тридцати базовых величин или административный арест.
2. Те же деяния, совершенные повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такие же нарушения, - влекут наложение штрафа в размере от тридцати до пятидесяти базовых величин или административный арест. Мелкое хищение - хищение имущества юридического лица в сумме, не превышающей десятикратного размера базовой величины, установленного на день совершения деяния, а также хищение имущества физического лица в сумме, не превышающей двукратного размера базовой величины, установленного на день совершения деяния, за исключением хищения имущества физического лица, совершенного группой лиц, либо путем кражи, совершенной из одежды или ручной клади, находившихся при нем, либо с проникновением в жилище.
Статья 17.1. Мелкое хулиганство
Нецензурная брань в общественном месте, оскорбительное приставание к гражданам и другие умышленные действия, нарушающие общественный порядок, деятельность организаций или спокойствие граждан и выражающиеся в явном неуважении к обществу, - влекут наложение штрафа в размере от двух до тридцати базовых величин или административный арест.
Статья 17.3. Распитие алкогольных напитков в общественном месте или появление в общественном месте в пьяном виде
1. Распитие алкогольных напитков на улице, стадионе, в сквере, парке, общественном транспорте или в других общественных местах (или нахождение в группе лиц, распивающих спиртные напитки), кроме мест, предназначенных для употребления алкогольных напитков, либо появление в общественном месте в пьяном виде, оскорбляющем человеческое достоинство и нравственность, - влекут наложение штрафа в размере до восьми базовых величин.<\p>
2. Те же действия, совершенные повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такие же нарушения, -влекут наложение штрафа в размере от двух до пятнадцати базовых величин или административный арест.
Статья 17.6. Заведомо ложное сообщение
1. Заведомо ложное сообщение, повлекшее принятие мер реагирования милицией, скорой медицинской помощью, подразделениями по чрезвычайным ситуациям или другими специализированными службами, - влечет наложение штрафа в размере от четырех до пятнадцати базовых величин.
2. То же действие, совершенное повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такое же нарушение, - влечет наложение штрафа в размере от двадцати до пятидесяти базовых величин.
Статья 18.23. Нарушение правил дорожного движения пешеходом и иными участниками дорожного движения
1. Нарушение правил дорожного движения пешеходом, лицом, управляющим велосипедом, гужевой повозкой, или лицом, участвующим в дорожном движении и не управляющим транспортным средством, - влечет предупреждение или наложение штрафа в размере до пяти десятых базовой величины.
2. Нарушение правил дорожного движения лицами, указанными в части первой настоящей статьи, совершенное в состоянии опьянения, - влечет наложение штрафа в размере от одной до трех базовых величин.
3. Совершение лицами, указанными в частях первой и второй настоящей статьи, нарушений правил дорожного движения, повлекших создание аварийной обстановки, - влечет наложение штрафа в размере от шести десятых до трех базовых величин.
4. Совершение лицами, указанными в части первой настоящей статьи, нарушений правил дорожного движения, повлекших причинение потерпевшему легкого телесного повреждения либо повреждение транспортного средства, груза, дорожного покрытия, дорожных и других сооружений или иного имущества, а также оставление ими места дорожно-транспортного происшествия, участниками которого они являются, -влекут наложение штрафа в размере от четырех до двадцати базовых величин.
Статья 18.30. Безбилетный проезд
1. Безбилетный проезд пассажиров на всех видах городского транспорта, а также прохождение контрольного турникета (линии контроля) в метрополитене без наличия документа, подтверждающего право на проезд, - влекут наложение штрафа в размере двух десятых базовой величины.
2. Безбилетный проезд пассажиров в пригородном поезде, автобусе и маршрутном такси пригородного сообщения -влечет наложение штрафа в размере двух десятых базовой величины.
3. Безбилетный проезд пассажиров в поездах местного и дальнего сообщения, в автобусе и маршрутном такси междугородного сообщения -влечет наложение штрафа в размере четырех десятых базовой величины.
Статья 23.4. Неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица при исполнении им служебных полномочий Неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица государственного органа при исполнении им служебных полномочий лицом, не подчиненным ему по службе, - влечет наложение штрафа в размере от двадцати до пятидесяти базовых величин.
Статья 24.23. Нарушение порядка организации или проведения массовых мероприятий
1. Нарушение установленного порядка проведения собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации, пикетирования, иного массового мероприятия, совершенное участником таких мероприятий, а равно публичные призывы к организации или проведению собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации, пикетирования, иного массового мероприятия с нарушением установленного порядка их организации или проведения, совершенные участником таких мероприятий либо иным лицом, – влекут наложение штрафа в размере до ста базовых величин, или общественные работы, или административный арест.
2. Нарушение установленного порядка организации или проведения собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации, пикетирования, иного массового мероприятия, а равно публичные призывы к организации или проведению собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации, пикетирования, иного массового мероприятия с нарушением установленного порядка их организации или проведения, совершенные организатором таких мероприятий, – влекут наложение штрафа в размере от двадцати до ста пятидесяти базовых величин, или общественные работы, или административный арест, а на юридическое лицо – от двадцати до двухсот базовых величин.
3. Деяния, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, совершенные повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такие же нарушения, – влекут наложение штрафа в размере от двадцати до двухсот базовых величин, или общественные работы, или административный арест.
4. Деяния, предусмотренные частью 2 настоящей статьи, совершенные повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такие же нарушения, – влекут наложение штрафа в размере от двадцати до двухсот базовых величин, или общественные работы, или административный арест, а на юридическое лицо – от двадцати до двухсот базовых величин.
5. Деяния, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, совершенные за вознаграждение, – влекут наложение штрафа в размере от тридцати до двухсот базовых величин, или общественные работы, или административный арест.
6. Деяния, предусмотренные частью 2 настоящей статьи, сопровождающиеся выплатой вознаграждения за участие в собрании, митинге, уличном шествии, демонстрации, пикетировании, – влекут наложение штрафа в размере от сорока до двухсот базовых величин, или общественные работы, или административный арест, а на юридическое лицо – от двухсот пятидесяти до пятисот базовых величин.
(По страницам Уголовного кодекса Республики Беларусь)
Статья 27. Возраст, с которого наступает уголовная ответственность
1. Уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления шестнадцатилетнего возраста, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
2. Лица, совершившие запрещенные настоящим Кодексом деяния в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет, подлежат уголовной ответственности лишь за:
• убийство (статья 139);
• причинение смерти по неосторожности (статья 144);
• умышленное причинение тяжкого телесного повреждения (ст. 147);
• умышленное причинение менее тяжкого телесного повреждения (статья 149);
• изнасилование (статья 166);
• насильственные действия сексуального характера (статья 167);
• похищение человека (статья 182);
• кражу (статья 205);
• грабеж (статья 206);
• разбой (статья 207);
• вымогательство (статья 208);
• угон автодорожного транспортного средства или маломерного водного судна (статья 214);
• умышленные уничтожение либо повреждение имущества (части вторая и третья статьи 218);
• захват заложника (статья 291);
• хищение огнестрельного оружия, боеприпасов или взрывчатых веществ (статья 294);
• умышленное приведение в негодность транспортного средства или путей сообщения (статья 309);
• хищение наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров(статья 327);
• хулиганство (статья 339);
• заведомо ложное сообщение об опасности (статья 340);
• осквернение сооружений и порчу имущества (статья 341).
Статья 108. Уголовная ответственность несовершеннолетних Уголовная ответственность лица, совершившего преступление в возрасте до восемнадцати лет, наступает в соответствии с положениями настоящего Кодекса с учетом правил, предусмотренных настоящим разделом.
Статья 109.
Виды наказаний К лицу, совершившему преступление в возрасте до восемнадцати лет, могут быть применены следующие наказания:
1. общественные работы;
2. штраф;
3. лишение права заниматься определенной деятельностью;
4. исправительные работы;
5. арест;
6. лишение свободы.
Статья 115.
Лишение свободы Ч.2. Лицу, совершившему преступление в возрасте до восемнадцати лет, срок наказания в виде лишения свободы не может превышать:
• за менее тяжкое преступление — трех лет;
• за тяжкое преступление — семи лет;
• за особо тяжкое преступление — десяти.
КОММЕНТАРИИ К ДЕКРЕТУ № 6
«О НЕОТЛОЖНЫХ МЕРАХ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ НЕЗАКОННОМУ ОБОРОТУ НАРКОТИКОВ»
Декрет направлен на обеспечение защиты жизни и здоровья белорусских граждан, создание условий для безопасного развития детей и молодежи, пресечение распространения наркомании как угрозы для демографической безопасности и здоровья нации. Для достижения этих целей вводится комплекс неотложных мер по противодействию незаконному обороту наркотиков. Предусматривается максимальная активизация усилий государственных органов, учреждений образования и здравоохранения, советов общественных пунктов охраны правопорядка, добровольных дружин, общественных объединений и иных организаций.
Правительство утвердит комплексный план мероприятий, содержащий эффективные меры по противодействию незаконному обороту наркотиков, профилактике их потребления и социальной реабилитации лиц, больных наркоманией. При этом правительство будет обязано не менее одного раза в год в целях эффективного противодействия новым формам и методам распространения наркотиков рассматривать состояние работы в указанной сфере на заседаниях Президиума Совета Министров с последующим информированием о результатах Президента Беларуси.
Предусмотрены также дополнительные полномочия МВД по координации деятельности государственных органов в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков.
Ужесточается уголовная ответственность за преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков. Так, увеличивается максимальный срок лишения свободы за действия, связанные со сбытом наркотиков при наличии отягчающих признаков (например, совершенные группой лиц, либо в отношении особо опасных наркотиков, либо в крупном размере, либо на территории учреждения образования), - с 13 до 15 лет; сбыт наркотиков заведомо несовершеннолетнему - с 8 до 15 лет; действия, связанные со сбытом наркотиков, совершенные организованной группой, - с 15 до 20 лет, а также за изготовление или переработку наркотиков в лабораторных условиях - с 8 до 20 лет.
Вводится уголовная ответственность за действия, связанные со сбытом наркотиков, повлекшие по неосторожности смерть человека в результате потребления им наркотиков (влечет лишение свободы на срок от 12 до 25 лет); незаконное перемещение наркотиков через государственную границу Беларуси при отсутствии признаков контрабанды (влечет лишение свободы на срок до 12 лет); повторное в течение года после наложения административного взыскания за такое же нарушение потребление в общественном месте наркотиков, либо появление в общественном месте в состоянии наркотического опьянения, либо нахождение на рабочем месте в рабочее время в состоянии наркотического опьянения (влечет максимальное наказание в виде ограничения свободы сроком на 2 года).
Снижается возраст наступления уголовной ответственности за действия, связанные со сбытом наркотиков, с 16 до 14 лет.
Усиливаются меры административной ответственности за правонарушения, связанные с потреблением наркотиков. Вводится административная ответственность за появление в общественном месте в состоянии наркотического опьянения (штраф в размере от 5 до 10 базовых величин); непринятие индивидуальным предпринимателем либо юридическим лицом мер по недопущению на дискотеках, в культурно-развлекательных (ночных) клубах, игорных заведениях потребления наркотиков либо их сбыта, а также за неинформирование органов внутренних дел о выявленных фактах совершения таких действий (штраф в размере от 20 до 50 базовых величин).
Увеличиваются максимальные размеры штрафов за нахождение на рабочем месте в рабочее время в состоянии наркотического опьянения (с 10 до 12 базовых величин); потребление наркотиков без назначения врача в общественном месте (с 8 до 15 базовых величин).
Закрепляются положения, позволяющие оперативно запрещать оборот на территории Беларуси новых психоактивных веществ (курительных смесей, «спайсов») и привлекать к ответственности их распространителей. Предусматривается уточнение понятия аналогов наркотиков, позволяющее относить к ним более широкий спектр химических веществ. Максимально упрощается процедура отнесения новых психоактивных веществ к наркотикам и введения тем самым запрета на их незаконный оборот в Беларуси.
В связи с угрозой широкого распространения наркотиков с использованием сети Интернет закрепляется механизм оперативного ограничения доступа пользователей интернет-услуг к интернет-ресурсам, содержащим материалы, направленные на незаконный оборот наркотиков. Решения о таком ограничении принимаются Мининформом на основании письменных уведомлений МВД и являются обязательными для исполнения всеми поставщиками интернет-услуг на территории Беларуси.
В целях повышения эффективности профилактических и оперативно-розыскных мероприятий по борьбе с незаконным оборотом наркотиков, в том числе в сети Интернет, своевременного выявления лиц, занятых в незаконном обороте наркотиков, Декретом возлагаются обязанности на владельцев интернет-ресурсов - анализировать содержание принадлежащих им интернет-ресурсов, не допускать их использования для распространения материалов, направленных на незаконный оборот наркотиков, а также информировать органы внутренних дел о попытках распространения таких материалов.
Также возлагаются обязанности на поставщиков интернет-услуг - обеспечить с 1 января 2016 года формирование и хранение актуальных сведений о посещаемых пользователями интернет-услуг интернет-ресурсах в порядке, определяемом Минсвязи.
С 1 марта 2015 года создается Единая система учета лиц, потребляющих наркотические средства, психотропные вещества, их аналоги.
Вводится обязательная идентификация владельцев электронных кошельков, созданных в электронных платежных системах, действующих на территории Беларуси (независимо от размеров сумм электронных денег, числящихся в таких электронных кошельках).
Правительству предписывается принять меры по созданию отдельных исправительных учреждений для лиц, осужденных за преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков; организации специализированных лечебно-трудовых профилакториев для больных наркоманией или токсикоманией, а также по созданию профильных лечебно-воспитательных учреждений, обеспечивающих комплексную реабилитацию несовершеннолетних, состоящих на наркологическом учете.
КОММЕНТАРИИ К ДЕКРЕТУ № 2 ОТ 24 ЯНВАРЯ 2019 ГОДА
Президент Беларуси Александр Лукашенко 24 января подписал Декрет № 2 "Об изменении декретов Президента Республики Беларусь", предусматривающий корректировку декретов от 17 декабря 2002 года № 28 и от 18 октября 2007 года № 4, регулирующих производство, оборот и потребление табачных изделий. Основной целью Декрета являются последовательное ограничение доступности табачных изделий, предотвращение негативного влияния курения на состояние здоровья населения. Декретом предусмотрено законодательное урегулирование производства, оборота и использования электронных систем курения, а также устройств, используемых для нагревания табака без его горения или тления - систем для потребления табака. Устанавливается, что на такие системы будут распространяться отдельные правовые нормы, действующие в отношении производства, оборота и потребления табачных изделий. В частности, право на осуществление деятельности, связанной с производством и оборотом систем для потребления табака, электронных систем курения и жидкостей для них, предоставляется только субъектам хозяйствования Беларуси. Вводится запрет открытой выкладки жидкостей для электронных систем курения в витринах и ином торговом оборудовании. Предусматриваются ограничения по местам продажи, использования (потребления) электронных систем курения. Вводятся запреты на рекламу, продажу несовершеннолетним жидкостей для электронных систем курения. В Декрете также закрепляется расширение перечня мест, в которых полностью запрещается курение. В частности, запрет на курение вводится в отношении вспомогательных помещений жилых домов, лифтов, автомобилей, перевозящих детей до 14 лет, детских площадок, рабочих мест в помещениях, территорий и помещений спортивно-оздоровительных лагерей, учреждений образования, подземных переходов, остановочных пунктов и посадочных площадок. Для обеспечения поэтапного ограничения доступности табачных изделий, систем для потребления табака, электронных систем курения и жидкостей для них Декретом предусматривается введение запрета на использование на вывесках торговых объектов слов, тождественных или сходных с наименованием видов табачных изделий. С 1 января 2020 года вводятся требования к продаже в магазинах, имеющих торговую площадь более 1000 кв.м, табачных изделий, систем для потребления табака, электронных систем курения и жидкостей для них только через товарные отделы. С 1 января 2022 года вводится запрет на использование для хранения и продажи табачных изделий в магазинах и павильонах оборудования, размещаемого над контрольно-кассовыми узлами.
БРЕСТСКАЯ ТРАНСПОРТНАЯ ПРОКУРАТУРА НАПОМИНАЕТ
Уважаемые учащиеся!
Вы знаете, что мы с вами живем в век стремительного технического прогресса во всех областях деятельности человека. Техническое совершенствование Белорусской железной дороги также не стоит на месте, ее развитие позволило значительно повысить вес и скорость движения поездов. На некоторых участках железной дороги скорость поездов достигает до 140 км/ч. При больших объемах перевозок, высокой интенсивности и повышенных скоростях движения поездов железная дорога является зоной повышенной опасности.
Однако очень часто некоторые из вас, забывая об опасности, позволяют себе играть вблизи железнодорожных путей, станций, бросать снежки, камни и другие предметы в проходящие пассажирские поезда, подкладывать посторонние предметы на рельсы перед движущимся поездом, кататься на велосипедах, роликах, скейтах, санках и сноубордах.
Устраивая подвижные игры на территории объектов железнодорожного транспорта, вы подвергаете опасности не только свою жизнь, но жизнь и здоровье окружающих людей, локомотивной бригады и пассажиров, едущих в поезде.
Вы уверены, что услышав сигнал, поданный машинистом, успеете отойти в безопасное место. Увы, многие из вас за такую самоуверенность расплачиваются жизнью, а оставшиеся в живых получают тяжелейшие травмы, делающие их инвалидами.
Всего 11 "не" - может предотвратить травматизм на железнодорожном транспорте:
НЕ ходить по железнодорожным путям!
НЕ перебегать железнодорожные пути перед приближающимся поездом (чтобы остановить поезд, идущий со скоростью 100-120 км/ч, требуется от 700 до 1000 метров тормозного пути!)
НЕ прыгать с платформ!
НЕ подлезать под платформу и подвижной состав!
НЕ играть вблизи железнодорожных путей!
НЕ кататься на кабинах и крышах поездов!
НЕ класть на пути посторонние предметы (это может привести к катастрофам)!
НЕ бросать камни в движущийся поезд (это приводит к увечью или смерти пассажира, который может оказаться так же и вашим родственником, одноклассником, другом или близким человеком!).
НЕ переходить железнодорожные пути в неустановленных местах.
НЕ пользоваться вблизи железнодорожного полотна наушниками и не разговаривать по сотовому телефону (при этом можно не услышать сигнала машиниста электропоезда)!
НЕ находиться в охранных зонах контактной сети, не набрасывать на провода контактной сети, опоры и приближать к ним посторонние предметы, а также не подниматься на опоры (напряжение в проводах контактной сети составляет около 30 000 вольт, приближаться к ним на расстояние ближе двух метров опасно)!
Железная дорога не опасна для тех, кто соблюдает правила, кто внимателен и осторожен, дисциплинирован в опасной зоне. А правила железнодорожного транспорта просты, надо просто их выполнять.
Охрана прав членов семьи при осуществлении мероприятий по предупреждению насилия в семье
Членам семьи, в от ношении которых осуществляются меры по предупреждению насилия в семье, государство гарантирует охрану прав и законных интересов.
Должностные лица и работники, осуществляющие меры по предупреждению насилия в семье, не могут разглашать сведения о личной и семейной жизни, которые стали им известны в связи с выполнением их служебных обязанностей.
8-801-100-8-801
Предупреждение насилия в семье
Насилие в семье - это любые умышленные действия физического, сексуального, психологического или экономического направления одного члена семьи по отношению к другому члену семьи, если эти действия нарушают конституционные права и свободы члена семьи как человека и гражданина и наносят ему моральный вред, вред его физическому или психическому здоровью.
Виды насилия
физическое насилие в семье - умышленное нанесение одним членом семьи другому члену семьи побоев, телесных повреждений, что может привести или привело к смерти пострадавшего, нарушениям физического или психического здоровья, нанесению ущерба его чести и достоинству;
сексуальное насилие в семье - противоправное посягательство одного члена семьи на половую неприкосновенность другого члена семьи, а также действия сексуального характера по отношению к несовершеннолетнему члену семьи;
психологическое насилие в семье - насилие, связанное с действием одного члена семьи на психику другого члена семьи путем словесных оскорблений или угроз, преследования, запугивания, которыми намеренно вызывается эмоциональная неуверенность, неспособность защитить себя и может наноситься или наносится вред психическому здоровью;
экономическое насилие в семье - умышленное лишение одним членом семьи другого члена семьи жилья, еды, одежды и другого имущества или средств, на которые потерпевший имеет предусмотренное законом право, что может привести к его смерти, вызвать нарушение физического или психического здоровья.
Кто является членами семьи?
Члены семьи – это лица, состоящие в браке; проживают одной семьей, но не находятся в браке между собой; их дети; лица, находящиеся под опекой или попечительством; являются родственниками прямой или непрямой линии родства при условии совместного жительства.
Жертва насилия в семье - член семьи, который пострадал от физического, сексуального, психологического или экономического насилия со стороны другого члена семьи.
Предупреждение насилия в семье
Предупреждение насилия в семье - система социальных и специальных мер, направленных на устранение причин и условий, способствующих совершению насилия в семье, прекращению насилия в семьи, которое готовится или уже началось, привлечение к ответственности лиц, виновных в совершении насилия в семье, а также медико-социальная реабилитация жертв насилия в семье.
Реальная угроза совершения насилия в семье – угроза совершение одним членом семьи в отношении другого члена семьи умышленных действий, если есть реальные основания ожидать ее выполнения.
Защитное предписание - специальная форма реагирования службы участковых инспекторов милиции и криминальной милиции по делам детей по защите жертвы насилия в семье, согласно которой лицу, совершившему насилие в семье, запрещается совершать определенные действия относительно жертвы насилия в семье.
Коррекционная программа - программа, направленная на формирование гуманистических ценностей и ненасильственной модели поведения в семьи лица, совершившего насилие в семье.
Основания для принятия мер по предупреждению насилия в семье
1) Заявление о помощи жертвы насилия в семье или члена семьи, в отношении которого существует реальная угроза совершения насилия;
2) Высказанное жертвой насилия в семье или членом семьи, в отношении которого существует реальная угроза совершения насилия в семье, желание на принятие мер по предупреждению насилия в семье в случае, если сообщение или заявление поступили не от него лично;
3) Получение сообщения о применении насилия в семье или реальной угрозы его совершения в отношении несовершеннолетнего или недееспособного члена семьи.
Заявление и сообщение о применении насилия в семье или реальной угрозы его совершения принимаются по месту проживания пострадавшего органами.Орган, в который поступило заявление или сообщение о совершении насилия в семье или реальной угрозе его совершения, рассматривает заявление или сообщение и принимает в пределах своих полномочий предусмотренные законом меры по предупреждению насилия в семьи.
Специальные мероприятия по предупреждению насилия в семье
Официальное предупреждение о недопустимости совершения насилия в семье
1) Члену семьи, который совершил насилие в семье, выносится официальное предупреждение о недопустимости совершения насилия в семье (при отсутствии в его действиях признаков преступления), службой участковых инспекторов милиции, о чем он уведомляется под расписку.
2) Официальное предупреждение о недопустимости совершения насилия в семье может быть вынесено вменяемому лицу, которое на момент его вынесения достигло 16-летнего возраста.
3) В случае совершения лицом насилия в семье, после получения им официального предупреждения о недопустимости совершения насилия в семье, это лицо направляется в кризисный центр для прохождения коррекционной программы, а также ему может быть вынесено защитное предписание.Прохождение коррекционной программы для такого лица является обязательным.
Взятие на профилактический учет и снятия с профилактического учета членов семьи, совершивших насилие в семье
1) Членов семьи, которым было вынесено официальное предупреждение о недопустимости совершения насилия в семье, служба участковых инспекторов милиции.
2) Снятие с профилактического учета членов семьи, совершивших насилие в семье, проводится органами, которые принимали человека на такой учет, если в течение года после последнего факта совершения насилия в семье лицо ни разу не совершило насилия в семье.