slide 1 slide 2 slide 3 slide 4 slide 5
О нас

Творческое объединение "Мой край" создано в 2014 году на базе УО "Пинский государственный профессионально-технический колледж легкой промышленности"

Малая родина известных людей

Пинский край – это тот уголок Беларуси, который подарил Отечеству и всему миру много знаменитых личностей. Многие из тех, кто вышел из полесской земли, стали известными далеко за ее пределами.


Шагая по улицам города знай...
Наши партнёры

Мы сотрудничаем с людьми и организациями, чья деятельность, так или иначе, связана с краеведением.



Улицы детства

Улица Ленина



   Основные элементы древней радиально-кольцевой планировки Пинска сохранились и в настоящее время в виде радиальных направлений основных транспортных направлений (на запад — ул. Брестская, на север — ул. Первомайская, на восток — ул. Ленина)
   Главные улицы Пинска – Брестская, Петербургская (Первомайская), Францисканская (Ленина) были сориентированы на самое крупное сооружение города – костел иезуитского монастыря (костел святого Станислава), который был расположен на торговой площади (пл. Ленина).
   Самая древняя из них улица – ул. Ленина. Почти за шесть веков своего существования она сменила более чем девять названий.
   Прежние названия: Большая Спасская, Большая Францисканская (Киевская), в начале XX в. Большая Киевская, в 1920-30 гг. – Костюшки, Большая – в период немецкой оккупации. Имя В. И. Ленина ей присвоено в сентябре 1939 года, когда в городе была установлена Советская власть.
   Улица Ленина (бывшая Костюшко, Большая Киевская, Большая Спасская и Большая Францисканская) имеет протяженность почти 800 метров и представляет собой пример целостной городской застройки конца XIX-первой четверти XX века. Она в большей степени, чем другие улицы города сохранила такую застройку. Практически на всех зданиях улицы Ленина прикреплены таблички "Историко-культурная ценность".
   В прошлом это не только одна из пяти мощенных улиц города, но и единственная улица, которая, кроме мощенной мостовой, имела тротуары.
   Главная улица города всегда была центром общественной жизни, вдоль нее размещались самые разнообразные места общественного посещения, банки, гостиницы, магазины, рестораны, кофейни, небольшие мастерские и фотоателье, рекламное агенство, которые появлялись здесь после переезда.
   Собираясь совместно провести свободное время, пинчане договаривались: “Идем шпацировать по Газу”. Под этой фразой исключительно местного сочетания польских и еврейских слов подразумевался выход на общепринятую прогулку по главной улице Пинска – Костюшко. "Газ"– главная, большая.
   В 80-ые года прошлого столетия улицу пытались сделать пешеходной (наподобие московского Арбата или ул.Советской в Бресте), но до сих пор этот проект полностью не реализован, сегодня на ней существует только несколько пешеходных зон.

Улица Брестская



   Брестская улица – одна из магистральных улиц города.
   В конце 15 века в этой части города стояли крепостные Берестейские ворота и у перекинутого через глубокий ров подъемного моста день и ночь стража бдительно охраняла горожан от непрошеных гостей. Выйдя за ворота, путник оказывался на “Большой Берестейской дороге”.
   Эта улица была немым свидетелем тяжелых испытаний. Так во время знаменитого восстания 1648 года улица превратилась в пепелище, река Пина, по свидетельству очевидцев, была красная от крови.
   В сентябре 1771 года по ней в Пинск вступил со своими войсками А. Суворов, посланный в Польшу Екатериной II для подавления патриотически-настроенной шляхты после раздела Речи Посполитой. Приведя всех в покорность, А. Суворов направился по этой дороге в деревню Богушево.
   Современная Брестская улица возникла во второй половине XIX века в ходе реконструкции города по плану 1856 года. В это время город переживал рост промышленных предприятий. Резкий толчок развитию этого процесса дало строительство Полесской железной дороги, соединившей Пинск с важными экономическими центрами царской России. По этой улице и в ее районе строится ряд крупных предприятий, фанерная фабрика, спичечная фабрика, табачная фабрика, три лесопильных завода. Затем строятся стекольный, кожевенный заводы, фабрика по изготовлению халвы.
   Отсутствие мостовых превращало улицу в дождливую пору в непроходимое место.
   Строятся деревянные домики. Часть этих домиков, много раз ремонтируемых, стоят и сегодня. А небольшая спичечная фабрика переросла в мощное объединение “Пинскдрев”.
   Чуть больше года понадобилось строителям и автодорожникам Пинска чтобы привести основную западную магистраль города к современным требованиям. Старая и узкая улица Брестская уже не справлялась с транспортным потоком, двигающемся в западном направлении.
   Новое дорожное покрытие было расширено с 9 до 14,5 метров и в место двух транспортных полос появилось четыре. В ходе реконструкции улицы полностью заменено асфальтное покрытие, обновлены тротуары, появились велосипедные дорожки.
   Сейчас проводятся завершающие работы по благоустройству улицы Брестской. Планируется, что в скором времени появятся парковки, зоны отдыха, будут окончательно завершены работы по установке новых светофоров и озеленение улицы.
   Демонтированная шестиугольная плитка, так называемая "трилинка", использована для создания контура пешеходной улицы, а также в дорожном покрытии на перекрестках.
   Применены интересные архитектурные решения, сделана подсветка по поверхности тротуаров спецальными светильниками.

Улица Первомайская



   Это одна из самых длинных и красивых улиц нашего города, тянется через весь город с юга на север . Имеет радиально-прямолинейную схему расположения и прорезает несколько полукольцевых улиц, огибающих центр. Начинается из центра, от площади Ленина, пересекает железную дорогу и заканчивается у северной границы города. Протяженность ее около 3900 метров.
   Направление улицы дало одно из ее названий: “Логишинская”. Так она называлась в 20-е годы нынешнего столетия. Хотя сама улица известна гораздо раньше, и в исторических документах она впервые упоминается с 1863 года под именем “Санкт-Петербургская”. Затем историческо-политические события меняли ее название на Р. Люксембург, маршала Пилсудского, 1 Мая, Первомайская.
   Пинск после раздела Речи Посполитой в 1793 году отошел к России. А через два года, после третьего раздела, город становиться уездным центром Минской губернии. В 1856 году был разработан план ее реконструкции. В ходе осуществления плана и была проложена современная трасса Первомайской улицы. Но в те времена из-за отсутствия добротной мостовой и тротуаров, после обильных дождей превращалась в поток грязи. Только в конце 19 века она была частично замощена и получила свое первое название - Санкт-Петербургская .
   Именно на Санкт-Петербургской улице размещались Доминиканский костел, Городская Дума (бывш. здание ресторана “Заря”). В отличие от других улиц на ней не возникло крупных промышленных предприятий. Лишь в конце ее (район ж/д переезда) приютилась небольшая мельница и хлебоперканя. Не принес ей какого-либо заметного оживления и ввод в 1882 году Полесской железной дороги, которая разделила ее на две части.
   После освобождения Пинска от кайзеровских оккупантов 25 января 1919 года эта улица оказалась в центре тогдашних событий. На ней помещались первые органы советской власти: в доме №43 работал Пинский ревком, а в доме №23 – Уездной комитет РКП(б).
   Имя Маршала Пилсудского (Marszałka Piłsudskiego) улица получила в июле 1930 года в честь Юзефа Пилсудского - польского государственного и политического деятеля, первого главы возрождённого польского государства, основателя польской армии, Маршала Польши. В то время она была продлена за железную дорогу и заканчивалась у места слияния с ул. Ленинградской.
   Во время немецкой оккупации, во время Второй мировой войны, улица называлась Logischiner strasse.
   В 1940 году постановлением Пинского горисполкома улица Пилсудского была переименована в улицу 1-е Мая. А после войны улица получила название Первомайская, которое носит до сих пор.
   В 1975 году улица Первомайская стала тупиком. В том месте, где она вливалась в центральную площадь города, заняв половину ее проезжей части, был построен городской Дом культуры.
   Сейчас это самая оживленная улица Пинска с транзитным транспортным направлением на север. В 2018 году закончена реконструкция улицы и появилась пешеходная часть от перекрестка улицы Суворова.
   В связи с проводимой реконструкцией исторического центра города к областному фестивалю "Дожинки" центральная транзитная магистраль города - улица Первомайская - получила пешеходную зону.
   Согласно плана проводимых работ 300-метровый участок улицы Первомайской, от улицы Суворова до городского Дома культуры, стала полностью пешеходной. Проезжая часть была полностью заменена на тротуарную плитку, появилась зеленая зона, скамейки и фонари, малые архитектурные украшения. Появившееся уютное местечко для горожан уже украсили экзотические растения: пять видов туи, спирея, самшит, барбарис, низкорослая канадская ель, голубая ель и красный клен.
   Расположенные по правой стороне новой проезжей части улицы старые сараи частной жилой застройки, имеющие неприглядный вид, были закрыты защитно-шумовыми экранами. Здесь же силами городских и районных ЖКХ Бресткой области были разбиты цветочные композиции.
   Расширение и благоустройство Первомайской, было начато в 2014 году во время подготовки к областным "Дожинкам". Реконструкция проходила поэтапно от улицы Завальной до улицы Суворова, от ул. Суворова до железнодорожного переезда, от переезда до улицы Ленинградской.
   Расширена проезжая часть до 4 полос движения, переложены существующие сети водоснабжения, бытовой и дождевой канализации, электрических сетей и сетей связи, устройство наружного освещения, тротуаров и озеленения.

Улица Днепровской флотилии



   На старых картах города видно, что Набережная города делилась на три участка: Слободская набережная (совр. от городского парка до гостиницы «Припять), Набережная (совр. от гостиницы «Припять» до пл.Ленина), Мещанская набережная (совр. территория судоремонтного завода).
   Набережная почти на всем своем протяжении наполнялась деловыми людьми. Особенно оживленным был участок, начинавшийся недалеко от нынешней улицы Пушкина. Слободская набережная была обустроена причалами, вдоль реки тянулись ряды складских помещений. Это была территория предместья Каролин, и основными жителями его были богатые, зажиточные евреи, ну а прежде всего это были торговые люди.
   В конце XIX в. на Набережной возводится несколько небольших усадебных домов с элементами классицизма. В этих домах не было мезонина, поэтому стилизованный, четырехколонный портик часто имел вид обычного крыльца, покрытого двухскатной крышей.
   В годы Первой мировой войны вдоль всей набережной между деревьями шли окопы. Весь берег был опутан колючей проволокой. В каменных домах немцы установили огневые точки. Все население из прилегающих домов было выселено.
   В начале XX века на на¬бережной размещались важные админи-стративные учреждения города: земское управление, поветовое староство, здание ремесленного училища, гостиница.
   До прихода в Пинск Советской власти в 1939 году набережная носила имя польских легионов. Это подтверждает находка при строительстве Дома Советов – эмалевая табличка со словами «Набережная легионов».
   Тяжело набережная пережила и вторую мировую войну. Освобождение Пинска было начато именно со стороны набережной.
   Возведенная и восстановленная в 1948 году на энтузиазме патриотически настроенной молодежи, современная набережная стала своеобразной визитной карточкой города. В 1968 году набережной было присвоено имя Краснознаменной ордена Ушакова I степени Днепровской флотилии. Напротив фабрики им. Крупской в честь этого была установлена мемориальная доска.
   Было принято решение воссоздать исторический вид набережной, однако проект так и не был осуществлен.
   В 2008 году открыта «Новая набережная», длина которой около 300 метров, находится она на территории спортивного комплекса «Волна».