slide 1 slide 2 slide 3 slide 4 slide 5
О нас

Творческое объединение "Мой край" создано в 2014 году на базе УО "Пинский государственный профессионально-технический колледж легкой промышленности"

Малая родина известных людей

Пинский край – это тот уголок Беларуси, который подарил Отечеству и всему миру много знаменитых личностей. Многие из тех, кто вышел из полесской земли, стали известными далеко за ее пределами.


Шагая по улицам города знай...
Наши партнёры

Мы сотрудничаем с людьми и организациями, чья деятельность, так или иначе, связана с краеведением.



Архитектура

Монастырь францисканцев

Без костела Успения Девы Марии невозможно представить Пинск и район его исторической застройки. Башни костела в стиле барокко возвышаются над Пиной, возвращают нас на несколько столетий назад. Это не только действующий храм, но и замечательный памятник архитектуры XVI - XVIII веков.
Костел Успения Девы Марии еще называют Францисканским костелом, потому что он принадлежал ордену францисканцев. Считается, что основание костела францисканцев в Пинске произошло в далеком 1396 году. Этому поспособствовал князь Пинска, Турова и Стародуба Зигмунд Кейстутович. Когда-то он сам был крещен монахом-францисканцем, в память об этом событии он приказал построить костел.
Сначала это было деревянное здание недалеко от реки Пины, но в 1510 году францисканцы приступили к строительству каменного костела, ведь деревянные сооружения очень часто уничтожались пожарами. Для строительства использовался материал пришедших в негодность городских строений. Более четырех раз храм горел, несколько раз он подвергался разрушениям и осквернениям, но потом снова возрождался - на радость пинчанам. С 1712 по 1730 гг. костел перестраивался, в итоге он приобрел вид, знакомый всем теперешним жителям города. Барочный двухбашенный силуэт с высоким фигурным щипцом и маленькой сигнатуркой над покрытой буро-красной черепицей крыше стал возвышаться над Пиной.
В 1817 году была построена трехъярусная колокольня. В 20-е годы XX века к звоннице был достроен четвертый ярус и накрыт большим куполом. Эту колокольню еще называют «Пизанской башней» за то, что она немного отклонена от оси.
Гордостью Францисканского костела является его орган. Его построил Адальберт Гродницкий из Вильно в 1833 — 1837 годах. Впервые он был реконструирован в 1936 году мастером В. Вернадским. Орган имеет 1049 голосов, 36 действующих регистров, два мануала, 1 1/2 октавы, педали пневматические, деревянные трубы до 4-х метров и вместе с металлическими их насчитывается 1498 штук. Он уникален, таких древних, а тем более действующих органов в Беларуси больше нет.
Внутри храм не менее прекрасен. Он украшен деревянными скульптурами в стиле барокко, орнаментальной резьбой, а также фресками. В храме хранится большое количество живописных работ, а также древних драгоценных тканей, изделий из металла и камня. Самая большая ценность внутреннего убранства - резной золоченый амвон, включающий болеем семидесяти скульптур, покрытых листовым золотом.
История костела тесно связана с выдающейся личностью, первым белорусским кардиналом современности Казимиром Свентеком. В 1954 году он вернулся из сталинских лагерей в Пинск и стал хранителем францисканского наследия. Именно он смог провести реставрацию костела в 1981-1986 годах. В 1991 году Папа Иоанн Павел II назначил его Митрополитом Минско-Могилевской митрополии и Апостольским администратором Пинской епархии. А в 1994 году Казимир Свентек был назначен в сан кардинала.

Иезуитский коллегиум


Желтоватое здание оригинальной архитектуры видно отовсюду и в плане напоминает букву «Г». Здание поражает своей монументальностью, монолитностью, объемностью. Кажется» будто это одно из случайно сохранившихся мощных оборонительных сооружений, но на самом деле это монумент из комплекса церковных зданий.
Коллегиум иезуитов был построен в 1635-48 годах на средства Станислава Альберта Радзивилла, канцлера ВКЛ. Трехэтажный корпус был окончен в 1675 году. После упразднения в 1773 году ордена иезуитов, здание служило в качестве православного монастыря, а с 1918 года оно вновь стало собственностью католического прихода.
Внутри коллегиум имел коридорную систему. На первом этаже были классы, столовая и хозяйственные помещения. Второй этаж занимали лаборатории, библиотека, здесь же жили монахи и ученики. Под коллегиумом были большие подвалы.
Помимо учебного заведения, в коллегиуме в разные годы находились аптека, типография, библиотека. Кстати, здешняя аптека - была первой в Беларуси. По возрасту она старше тех аптек в Таллинне, Риге, Каунасе и Львове, которые сейчас являются аптеками-музеями.
В иезуитской школе учились талантливые и известные люди. Одним из которых был А. Боболя: его пытали и убили казаки из-за его миссионерской деятельности. В 1867 году его канонизировали, сейчас мощи святого хранятся в Варшаве. Кроме того здесь учился Адам Нарушевич - историк, поэт и церковный деятель. Он автор семитомного труда «История польского народа».
До 1953 года рядом со зданием иезуитского коллегиума стоял огромный костел, составляющий с некоторыми другими небольшими помещениями единый комплекс бывшего монастыря иезуитов. История создания костела такова.
В первой половине XVII века на высоком месте в двухстах метрах от реки Пины, был возведен в стиле барокко величественный костел Святого Станислава, объемом 40 тысяч кубических метров и высотой 28 метров. Строительство велось на средства великолитовского канцлера князя Станислава Альберта Радзивилла.
На внутреннее обустройство костела могущественный магнат средств не жалел. Над созданием украшений трудились лучшие мастера Европы. Изобиловали фрески, резьба по дереву, бронза. Освящен костел в 1646 году, спустя 11 лет после начала строительства.
После запрещения ордена Иисуса Христа в 1773 году костел достался униатской епархии. В 1919 году передан иезуитам.
20 сентября 1939 года с башен иезуитского костела был открыт огонь по вступавшим в город частям Красной Армии. Прозвучал ответный залп. В годы второй мировой войны внутренность костела выгорела, купол частично был повержен. Ну, а в августе 1953 года величественный шедевр архитектуры барокко был взорван.
По оценке специалиста потеря этого памятника для Полесья равнозначна сносу храма Христа Спасителя в Москве.


Доминиканский монастырь (Свято-Феодоровский собор)


Из несохраннвшихся культовых построек XVIII века нельзя не упомянуть Свято-Феодоровский собор.
В начале XVII в. в Пинске начинает формироваться центр города. И в центре города закладывается деревянный монастырь доминиканцев. Доминиканский костел, а также большой двухэтажный корпус для монахов-доминиканцев основан в 1667 году маркграфиней Марией Лукрецией Копец, из дома маркграфов Строцци (Строззи), родственницей польской королевы Цецилии Ренаты, женой полоцкого воеводы Язэпа Копоця.
При монастыре доминиканцев в 1726 г. в Пинске открылась Высшая школа Русской доминиканской провинции, которая имела право присвоения ученых степеней хвоим питомцам. При этом учебном заведении существовала библиотека в 889 томов.
В 1850-м доминиканский монастырь был закрыт, а в 1857 году костел передали православным для перестройки и стал он называться Соборной церковью Святого Федора Тирона, мужского покровителя Пинска.
Соборная каменная церковь с приделом в честь архистратига Божия Михаила устроена в 1864 году из упраздненного костела. К приходу принадлежала большая часть православных жителей Пинска и 7 деревень.
Это был трехнефный базиликальный храм с одной башней на главном фасаде. Его площадь равнялась 450 метров квадратных.
Собор подвергся серьезным разрушениям при занятии города Красной Армией в сентябре 1939 года. Его пытались восстановить, но вскоре произошел обвал крыши, и в 1949 году Свято-Федоровский собор был полностью разрушен и снесен.
В послевоенное время на этом месте был построен типовой кинотеатр «Дружба». В середине 90-х годов прошлого столетия здание кинотеатра было отдано под церковь - Собор Воскресения Словущего.
На сегодняшний день в здании консистории находится администрация Пинско-Лунинецкой православной епархии во главе с Владыкой Стефаном, а также домовая церковь Святого первомученика Стефана со сказочно роскошным алтарем. В 1995 году был освящен стоящий рядом собор Воскресения Словущего. В нем невозможно узнать бывшее здание кинотеатра: квадратные башни с четырехскатными крышами и главками - луковицами, накладные фасады с пилястрами, нишами, стрельчатыми окнами и карнизами, большой центральный купол совершенно преобразили его. К Рождеству Христова 2010 г. завершили расписывать купол внутри храма. В центре купола был изображен Спас Нерукотворный с 12 апостолами по бокам. Были обновлены киоты многих икон, иконостас.

Костел святого Карла Борромея


Необычный костел в стиле барокко вот уже более двухсот лет украшает наш город. Этот костел носит имя Святого Карла Борромея и имеет необычную историю. К сожалению, сейчас он не действует, в нем располагается концертный зал.
Костел был возведен из дерева в 1695 году великим литовским маршалком Яном Каролем Дольским для объединения светских ксендзов, прибывших сюда из Италии. Бартоши, бартолиновцы, варфоломиты - множество названий имело это объединение. Этих священников еще называли коммунистами, потому что они проживали в коммуне. Ксендзы-коммунисты учили детей и молодежь, открывали семинарии и школы.
В 1770 году на месте бывшего деревянного костела члены ордена начали строительство каменного. Работы были завершены в 1782 году, а в 1784 году его освятили в честь Святого Карла Борромея, который был одним из видных деятелей католической церкви времен Контрреформации. За его труды его канонизировали. Святой Карл был представителем знатного итальянского рода, имел родство с Папой римским и был кардиналом-епископом Милана. Создание семинарий по всей Европе - его инициатива.
В конце XVIII века для варфоломитов наступают непростые времена. Постепенно их деятельность в Пинске становится все незначительнее и незначительнее. Совсем она прекращается в 1836 году, когда умирает последний ксендз Исидор Контонович.
После этого костел долгое время находится в запустении. Но в 1860 году горожане собирают деньги на его ремонт. После ремонта костел снова освящают, но уже под именем Святой Троицы. А в 1912 году он присоединяется к костелу Успения Девы Марии.
После Великой Отечественной войны костел продолжает оставаться римско-католическим. Однако, в 1960-е годы его закрывают. Здание становится никому не нужным, начинает разрушаться. Местные власти решают использовать пустующее здание для открытия здесь городского концертного зала. Проводится реконструкция костела, устанавливается компьютерный орган. Так о реконструкции здания говорил Владимир Короткевич: «Нужно сберечь эту барочную игрушку, которой мог бы гордиться любой город Европы».
Внешний вид костела также интересен, как и его история. Это пример оборонного строительства. Толщина стен в отдельных местах превышает два метра, есть подземные ходы, он немного напоминает крепостную башню. Костел был построен на закате барочной архитектуры. Небогатый декор интерьера подчеркивает суровый аскетизм здания.
Сейчас в костеле по-прежнему располагается концертный зал, тут горожане могут услышать классическую музыку. О возвращении костела верующим речь пока не идет.
В 2013 году отреставрирован. Включён в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь.

Ансамбль монастыря бернардинцев с Варваринской церковью


Самая древняя православная церковь Пинска посвящена заступнице города - Святой великомученице Варваре. Церковь пережила все ужасы XX века и не прекратила свое существование. Долгие годы она была единственным православным храмом в городе. Здесь венчались, крестили детей, отпевали - и все это не смотря на советскую эпоху атеизма.
Церковь построена в стиле барокко. Удивительная архитектура этого сооружения - неудачная попытка слить католические и православные элементы; необычная и судьба каменного храма.
16 января 1705 года Великий гетман литовский князь Михаил Вишневецкий вместе с женой Екатериной основали в Пинске католический монастырь ксендзов-бернардинцев. Так называли в Речи Посполитой монахов католического ордена, который в XV веке отделился от ордена францисканцев и у которого был более строгий устав.
В 1717 году деревянный комплекс был построен. Костел, освященный настоятелем бенедектинского монастыря Альфонсом Оранским, получил название костела Михаила Архангела — в честъ основателя. Кроме самого монастыря в комплекс входили хозяйственные постройки. Монахи имели свои огороды и фруктовый сад.
В 1770 году у монастыря появились средства на строительство каменного костела. В 1778 году его освятили.
Просуществовал здесь костел недолго. После восстания 1830-1831 годов российское правительство стало бороться с католицизмом. Костел было приказано переделать в православную церковь [2, с. 392. — 620 с]. Здание попытались перестроить ~ приделали массивный купол с луковичной головой, увенчаной восьмиконечным крестом.
Церковь относится к типу простейших однонефных и безбашенных храмов. Архитектура фасада лаконична, его барочная декорация сводится к пилястрам плоского рельефа. Под храмом находятся подвалы, перекрытые двумя пролетами массивных крестовых сводов.
Интерьер церкви богатый. Здесь находится памятник иконописа XVI столетия икона «Богоматерь иерусалимская».
Важную часть ансамбля составлял монастырский корпус. Как и костел он был построен к 1717 году. В 1826 году началось строительство каменного здания. Через два года оно было возведено.
В здании монастыря, дошедшем до наших дней, но не сохранившем своего внешнего убранства, два этажа. На верхнем размещалась библиотека.
После восстания 1830 - 1831 годов монастырь по распоряжению российского правительства был закрыт, а храм передан православным. На некоторое время он был отдан Варваринскому женскому монастырю, а затем приходской Свято-Варваринской церкви. В здании монастыря одно время размещалась городская тюрьма, позже - госпиталь.
Согласно архивным данным, 1 октября 1875 года по просьбе Пинской городской думы в этом здании была размещена городская больница.

Дворец Бутримовича


Пинск не зря называют столицей Полесья. Здесь - как и положено настоящей столице - есть все: свои герои, своя история, свои книги и свои архитектурные жемчужины. К последним можно спокойно отнести дворец Бутримовича. Польский писатель Юзеф Крашевский когда-то пошутил, что это здание - как «франт на деревне». Сейчас же можно чаще услышать такое определение дворца - «Жемчужина Полесья».
7 сентября 1784 года в честь приезда в Пинск Короля Польши Станислава Августа Понятовского, в фундамент заложенного раньше дворца, была опущена плита с надписью. И эту дату принято считать началом создания в Пинске архитектурной достопримечательности.
Проект Дворца выполнил виленский архитектор Король Шильдхауз для известного политического деятеля Речи Посполитой, Пинского городского судьи, посла на 4-летний Сейм Матеуша Бутримовича (1745 - 1814). К сожалению, при закладке фундамента обнаружилось, что попал он на так называемые “плавуны” и родник. Поэтому в грунт было забито 40 дубовых свай, а с другой стороны положили сухие ольховые колоды и только потом на них — кирпич.
После смерти хозяина Дворец унаследовала дочь Юзефа. Позже «Мур» перешел во владение семьи мужа. Гортензия, родная сестра художника Наполеона Орды, завещала «палаццо» своей незамужней внучке писательнице Констанции Скирмунтт, дочери Хелены Скирмунтт, известного в свое время художника и скульптора. К. Скирмунтт в конце 1920-х годов записала «Мур» пинскому католическому бискупству и до своей кончины занимала только одно крыло.
Архитектура дворца - переходного периода от барокко к классицизму с импровизацией католических форм в отдельных фрагментах и деталях. При всей Барочной объемно-пространственной пластичности его фасады получили дополнительные черты классицизма: четырехколонные портики на торцах боковых крыльев, колоннада с небольшой террасой, развитые элементы колонн, рустовка, надоконный фронтончики и т.д. Во внутренней планировке также сохранился барочный принцип последовательного, по одной оси расположения помещений, парадная часть которых объединена в центральном корпусе вокруг бального зала. После пожара 1901 года в отстроенном Дворце появились элементы неоготики - готические стрельчатые проемы в застройке парадного входа, некогда завершавшегося треугольным щитом, в поле которого были помещены гербы владельцев.
Затем дворец принадлежал католикам, позже в нем размещалась типография, кинотеатр «Пионер», а после этого здание на долгие годы стало Домом пионеров.
После проведенной реконструкции 25 апреля 2009 года состоялось торжественное открытие Дворца бракосочетаний и филиала Музея Белорусского Полесья, которые разместились в здании Дворца Бутримовича.

Дворянское училище


Здание построено в 1852 - 1853 гг. для пятиклассного дворянского училища, после упразднения которого в 1858 г. здесь открыта 7-классная гимназия. В 1861 - 1863 гг. ее ученики приняли участие в национально- освободительном восстании, за чем последовало понижение статуса заведения до реальной гимназии, а затем реального училища. В польский период (1921 - 1939 гг.) - мужская гимназия, в советский — средняя школа, в настоящее время - отдел образования Пинского горисполкома.
Знаменитым гимназию сделали ее выпускники: первый президент Израиля и ученый-химик Хаим Вейцман, академик архитектуры И. В. Жолтовский и другие.

Банк общества взаимного кредита


Банк общества взаимного кредита был построен в конце XIX - начале XX вв. для Общества взаимного кредита. В польский период здесь был офицерский клуб. 22 июня 1941 года в этом здании, где в то время размещался Пинский горком КПБ, был организован первый в истории Великой Отечественной войны партизанский отряд под командованием В. 3. Коржа. В настоящее время - детская музыкальная школа].

Первое здание почты


Первое здание почты построено в начале XX в.. Это здание и сейчас является почтой.

Дом Орды


Здание построено на пересечении бывших ул. Костюшко и ул. Жвирки и Вигуры (ныне улиц Ленина и Бутримовича) в конце XIX века - в начале XX века в эклектичном стиле для Леонтины, невестки Наполеона Орды, из знаменитого полесского шляхетского рода.
Дом построен из красного кирпича, а скошенный угол, венчающий фасад, подчеркивает верхний дугообразный «кокошник», который оформлен декоративным орнаментом. В 1919 году в этом доме размещалась штаб- квартира Полесского коммунистического повстанческого полка. В межвоенный период (1921-1939) - библиотека Орды, которая насчитывала более 1400 книг [15].

Кинотеатр «Казино»


“Первооткрывателем” синематографа в Пинске стал купеческий сын Давид Лейбович Боярский, который в 1911 году приобрел участок на углу улиц Инженерной (В. Хоружей) и Продольно-Школьной (В. Коржа) и тут же приступил к строительству кинотеатра.
В ноябре 1911 года состоялось открытие первого в Пинске кинотеатра. Д. Боярский намеревался назвать свое заведение “Лувр”, но в период завершения строительства появилось название, сохранявшееся затем длительное время, - “Казино”.
Планировка театра была простой: имелись два больших помещения - “ожидательная” (т.е. фойе) и зрительный зал на 380 посадочных мест, а также несколько служебных комнат. Аппаратные были пристроены со двора.
В 40-х годах кинотеатр получил название “Родина”, и не утратил при этом функционального назначения, но впоследствии изменил свой профиль.
В марте 2006 года в здании бывшего кинотеатра состоялось официальное открытие "Полесского драматического театра".
Полесский драмтеатр сегодня располагается в отреставрированном и частично реконструированном здании, памятнике архитектуры XIX века, бывшем здании кинематографа "Казино". Внешне исторический облик здания сохранён, а внутри оно полностью переоборудовано для работы в современных условиях.
Здание, в котором на данный момент располагается Полесский драматический театр было построено в середине XIX века и уже подвергалось реконструкции и реставрации. До переезда драматического театра в данной постройке располагался кинематограф «Казино», а после этого был кинотеатр «Родина».
Официальное открытие Полесского драматического театра состоялось 14 марта 2006 года. Для небольшого по размерам города Пинска такое события явилось большой честью.
История театра начинается в 1939 году, когда была освобождена Западная Беларусь от польской оккупации. Именно в то время и был создан театр, который проработал вплоть до начала Великой Отечественной войны.
В последствии театр возобновил свою деятельность в 1949 году.
В 1954 году театр был реорганизован и переехал в город Могилёв. Здание театра было передано городскому дому культуры, в стенах которого был создан самостоятельный театральный коллектив. Руководителем труппы стал И. Сокольский.
В 1980 году театр возглавил Иван Базан. Под его руководством народный театр находился довольно долго, а в 1992 году был реорганизован. Так появилась театр-студия «Диоген».
За 14 лет актеры студии своей гениальной игрой доказали, что пришла пора возродить профессиональный театр. Вскоре идея была воплощена в жизнь, и коллективу театра было возращено его историческое название [12].
Сегодня театр располагается в центральной части города и радует пинчан чудесными спектаклями. Первоначальный внешний облик здания сохранён, а внутри его было всё переоборудовано.

Свято-Феодоровский собор


Свято-Феодоровский собор — православный собор в Пинске в честь покровителя города Феодора Тирона. Заложен в 1990 году и освящен Патриархом Московским и Всея Руси Алексием II в 2001 году.
Возведенный в традициях русско-византийского стиля по проекту архитектора Л.В. Макаревича, собор торжественен и монументален подобно древним белокаменным святыням. Фасады собора разделены на три арочных прясла, украшенных лишь узкими окнами. Над волнами закомар возвышаются пять куполов. Высота собора составляет 33 м. Рядом с храмом расположена соборная колокольня высотой 55 м, которая содержит 12 колоколов.
В храме находится мироточивая икона святого великомученика Федора Тирона.